К лекциям, на которых используются методы и приемы активного обучения, относят также лекцию-дискуссию, лекцию-исследование, лекцию-консультацию, лекцию - ”пресс-конференцию”.
“Видеолекция”. Основной объем информации о внешней среде (85—90%) человек получает посредством зрения. Визуализация лекционного материала является одним из видов технологического обеспечения обучения. Графическое, образное изложение учебного материала позволяет значительно увеличить объем передаваемой информации и повысить уровень ее усвоения. В настоящее время у преподавателя есть богатый выбор средств визуализации — от рисунков мелом на доске до слайдов, демонстрируемых с помощью проектора, или “живых картинок” на экране компьютера, наглядно иллюстрирующих изучаемые процессы и явления. Использование мультимедийной информационной технологии позволяет задействовать почти все природные возможности студентов для восприятия учебной информации на рациональном и иррациональном уровнях. Лекция организовывается как последовательный просмотр графической информации с комментариями лектора. Такой вид занятий дает значительную экономию учебного времени по сравнению с чисто словесным изложением и позволяет намного увеличить объем передаваемых знаний.
Другим средством визуализации содержания лекции является образное представление материала, воздействие на воображение студентов. Как известно, преподаватель при помощи своего “внутреннего видения” может создавать своего рода виртуальную учебную видеоинформацию, которая воспринимается “реципиентами”). Данная информация обрабатывается человеком как зрительная с максимальной скоростью. Такой способ передачи информации используется представителями творческих профессий — актерами, литераторами и др.
“Эмоциональная лекция”. Одним из наиболее “сильных” видов памяти у человека является так называемая эмоциональная память. Информация, воспринятая эмоционально, запоминается надолго, относительно легко переводится из долговременной памяти в оперативную. Использование эмпатии, способности любого человека к сопереживанию, позволяет преподавателю значительно активизировать восприятие учебного материала. Для этого он должен сформировать собственное эмоциональное отношение к содержанию лекции. Это совсем нетрудно для опытного преподавателя, а молодому педагогу желательно пройти специальную подготовку.
“Компьютерная лекция”. Зачастую лекционный материал содержит математические формулы. Рассказ о них, о закономерностях, которые они описывают, обычно воспринимается “на веру” в силу невозможности непосредственного наблюдения на лекции результатов их практического применения. Использование компьютера дает возможность оперативной демонстрации закономерностей, описываемых сложными формулами. Причем практически не происходит потери учебного времени на расчеты, которые легко и быстро производит компьютер с необходимой визуализацией исходной и результирующей информации. Поэтому превращения лекции в практическое занятие не происходит. Преподаватель получает доступ к убедительному и наглядному изложению сложного теоретического материала, невозможному для традиционной лекции. При этом резко возрастает объем и повышается уровень учебной информации. Технология показа всегда убедительнее технологии рассказа — соотношение такое же, как между зрительной и слуховой информацией (“лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”).
Педагогические заметки:
Понятие и виды воображения
Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г.Казакова и Л.Л.Кондратьева и др.). Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в ...
Направления
профориентационной работы
Мы в своей практической деятельности, направленной на оказание психологической помощи безработным, клиентам службы занятости, осуществляем технологии в рамках тренингового направления профориентационной работы. Нами разработана и реализуется программа регуляторного тренинга для безработных, основыв ...
Средние нормы речевого развития ребенка
словарный грамматический речь дословесный Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить). Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно м ...