Надеюсь, что данные разработки уроков окажутся полезными всем тем, кто творчески подходит к построению уроков математики.
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Артинского городского округа
МОУ «Артинская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (урок закрепления)
Цель: закрепить умения применять приемы прибавления и вычитания чисел в пределах 10.
Задачи:
1.повторить знания состава числа 10;
2. развивать интерес к предмету, творческое мышление, речь,
внимание; навыки контроля и самоконтроля;
3. воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, бережное отношение к здоровью, интерес к чтению и окружающему миру.
Оборудование и наглядность:
Книга К. Чуковского «Доктор Айболит», изображение вертолёта, предметные картины дерева, доктора Айболита, Лисы, Барбоса, Зайчика, Крокодила Гены, сигнальные карточки, карточки для м/ф, альбомный лист, маркер; магнитофон; телефон; магнитные цифры; карточки «Состав числа 10» - на каждого ученика, «волшебная микстура».
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая тетрадь (ч.2)1 класс Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21век», Смоленск, 2003.
2. Учебник «Математика 1 класс» Н.Б Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.
3. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» Н.Б. Истомина, «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.
4. Книга для учителя «Я иду на урок в нач. школу. Математика. Книга 1,2» М.В. Соловейчик;
Этапы урока |
Время |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
1 мин. |
Создадим хорошее дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь. | |
Объявление темы урока. |
2 мин. |
- Ребята! Все вы знаете замечательное произведение Корнея Чуковского «Доктор Айболит». Это сказочный доктор, который лечит зверей. Сегодня мы побываем у него в гостях. (Учитель показывает книгу) Но так как это сказка, в ней могут быть самые различные ситуации. Чтобы выйти победителями, из таких ситуаций, нам потребуются ваши знания и умения. Вы должны показать, как научились решать матем. выражения, как знаете, состав числа 10, а значит, нам нужны ваши дружба и внимательность. | |
Закрепление изученного материала |
18 мин. |
1. Обратный счёт. - На столе лист бумаги с точками. Нужно соединить эти точки линиями, начиная с 10, и вы узнаете, на каком транспорте мы отправимся в гости. Приложение 1. - Прежде чем вылететь, нужно решить некоторые вопросы: - Что получилось? - Какое число отличается? -Почему? |
(Дети соединяют точки линиями и получают вертолёт). 1 ученик у доски. - Вертолёт. - Десять. - Двузначное. |
2. Работа в тетради. - Пропишем число 10 столько раз, сколько букв в слове Айболит. - Посадка! Проверка: - Сколько раз написали число 10? - Оцените свою работу. - Назовите предыдущее число для числа 10? Последующее? |
Дети пишут число 10 семь раз. Ответы дети показывают на числ. карт.(сигнализаторах). Самопроверка: дети удачное число обводят в кружок, неудачное подчёркивают На полях-пометочка (+, ν,-- 9). - 11. | ||
3. Состав числа 10. Внимание! Вертолёт отправляется! А вот и первая остановка. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться. И корова, и волчица, И вы ребята. Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит. (На доске дерево, под ним Айболит). - Давайте, ребята, и мы на приём к доктору сходим. Но сначала выполним задание, повторим состав числа 10. (У ребят карточки по уровням). Приложение 2. Проверка: Покажите на сигнализаторах, как можно получить 10? А по-другому? - Кто отправится на приём к доктору раньше? Кто позднее? - Сейчас весна, погода переменчивая, одеваться нужно по погоде, берегите своё здоровье. Не выбегайте на улицу раздетыми. |
Дети встают, руками машут. Слабые дети выполняют задание 1 уровня, средние – 2 уровня; сильные – 3 уровня. Дети сигнализируют состав числа 10. | ||
4. Равенства и неравенства. И пришла к Айболиту Лиса. «Ой, меня укусила оса». (Появляется Лиса) - Мы сможем помочь лисе, если выполним след. задание. На доске: 6 + 3 = 9 5 + 2 > 4 4 + 3 = 5 9 >8 9 – 5 = 4 + 0 7 + 2 < 6 - Сравните записи. - Проч. верное равенство. Докажите. - А это? - Давайте, ничего не зачёркивая, превратим его в верное равенство. Как это можно сделать? Запишите. - Прочитайте верное неравенство. Докажите. - Что оставили? Как из неверного неравенства получить верное? Вывод: Молодцы! Хорошо выполняете задания. Вот и Лисе помогли. |
Дети: в 1 ст. – равенство, во 2 – неравенства. 6 + 3 = 9 и 9 – 5 = 4 + 0 4 + 3 = 5 неверное равенство 4 + 3 = 5 + 2 5 + 2 > 4 и 9 > 8 7 + 2 < 6 + 4 | ||
5. Составление матем. выражений. И пришёл к Айболиту Барбос: «Меня курица клюнула в нос» - Ой, ребята, доктор просит нашей помощи. Для этого нужно составить матем. выражения, используя числа из вертолёта. (Учитель на доске запишет) 5 + 4 9 - 3 7 + 3 8 – 6 и т.д. Вывод: Отдохнём перед трудными испытаниями. |
Дети составляют матем. выражения, используя терминологию при сложении и вычитании чисел. | ||
Ф/М |
2 мин. |
Мы считали, и устали. Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – 1, 2, 3. Ножками потопали – 1, 2, 3. Сели, встали, встали – сели. И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём. И опять считать начнём. |
Дети выполняют задания. |
Самостоятельная работа. |
12 мин. |
1. Групповая работа. Прибежала Зайчиха И закричала: «Помогите!» - Поможем? 8 + 2 8 – 2 10 - 4 9 + 1 9 – 1 10 - 2 3 + 7 6 – 4 10 - 5 1 гр. – решить выражения 2 гр. – решить и составить по 2 аналогичных выражения и тоже решить. 3 гр. – составить, пользуясь этими выражениями, 3 неравенства. Проверка: 1 гр.- обратная сторона доски; 2 гр.- какие выражения составили? 3 гр.- 1 ученик у доски отвечает, зачитывает свои неравенства и доказывает. |
- Да! Групповая работа по уровням Дети зачитывают выражения. |
2. Игра «Волшебный квадрат». Зазвонил телефон (магнитофонная запись). - Кто говорит? (Крокодил). - Что случилось? (Наши детки заболели. Приезжайте скорей и вылечите наших малышей.) - Давайте ребята, поможем. Но чтобы успеть, нам надо быстро выполнить задание, оно на время. - Рабочая тетрадь 2 ч. С.25 з.46 Работаем по 1 и 2 табличкам. За 1 мин. Вы должны как можно больше заполнить табличку. - Стоп! Проверка: 1. Оцените свою скорость. - У кого высокая? 2. А теперь проверьте и сделайте отметку на шкале. |
Дети выполняют задание в рабочих тетрадях. Шкала в тетради на полях. | ||
Обобщение. |
3 мин. |
- Как будете проверять? (по числ. лучу) - Кто быстро справился, тот помог крокодилу. - Наш урок подошёл к концу, и я хочу услышать ваше мнение. |
Рефлексия. |
Итог урока. |
2 мин. |
- Мы счёт прошли до 10. Итог сегодня подвели. Смелей, шагай теперь вперёд, Второй десяток ждёт нас. Спасибо за урок. - Чтоб никто не болел – всем волшебная микстура от доктора Айболита. - А о дальнейших приключениях доктора Айболита вы сможете узнать из книги, которую можно взять в школьной библиотеке. |
Педагогические заметки:
Пестушки - один из основных видов русского детского
фольклора
Пестушки - старинное народное творчество - оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ...
Средства целостного педагогического процесса
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. ...
Характеристика УМК "Школа XXI века" с
точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников
Рассмотрим особенности построения курса "Русский язык" в учебно – методическом комплексе "Школа XXI века". Родной язык занимает центральное место среди общеобразовательных предметов средней школы. В школьной общеобразовательной системе большинства стран мира изучение родного язы ...