Ган Н.Ю. разработала технологию педагогического мониторинга процесса правового воспитания дошкольников. Данная технология представляет определенную систему информационного обеспечения качества воспитания и образования. Мониторинг призван устранить педагогическую некомпетентность педагогов ДОУ в вопросах диагностико-прогностического изучения процесса правового воспитания дошкольников.
Данная технология включает в себя ряд последовательных этапов:
адаптационно-установочный
исходно-диагностический
планово-прогностический
содержательно-технологический
промежуточно-диагностический и коррекционно-деятельностный
итогово-диагностический
и обеспечивает постепенное развитие ребенка.
Компонентами правового воспитания дошкольников Н.Ю.Ган считает:
- информационно-познавательный – знание детьми своих прав и обязанностей;
- эмоционально-оценочный – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;
- поведенческо-деятельностный – владение умениями, навыками по реализации правового поведения и умение реализовать свои права в деятельности, соблюдать запреты и использовать обязанности.
Правовое воспитание дошкольников исследователи рассматривают в контексте решения задач нравственного воспитания. Они считают, что правовые нормы вырастают из нравственных норм. Если у человека не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование правовых норм будет носить формальный характер, то есть это будет на уровне запоминания, а не на уровне понимания. Нравственные и правовые нормы имеют много общего: они регулируют взаимоотношения людей на основе уважения друг к другу, способствуют формированию таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и др.
Итак, наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее. В Древней Руси детей называли «зернышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ созвучен деятельности ДОУ, всей сегодняшней политике детства.
Педагогические заметки:
История развития оценочной системы
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины "оценка" и "отметка" часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, у ...
Методика организации занятий в разновозрастных группах
Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и ...
Планирование занятий по изобразительной деятельности
в малокомплектном детском саду
Рисование "Городецкие узоры" Цель занятия. Познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, расширять представление о художественных особенностях городецкой росписи. Развивать эстетическое ...