В успешной деятельности педагога велика роль его профессиональных способностей. Ученые-исследователи выделяют ведущих из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность к осуществлению педагогического общения), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).
Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность, - мастерство владения, например, педагогическими (диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией и др., а не методикой передачи информации. Владение "педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Далее имея средние способности, преподаватель может стать педагогом-мастером.
Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности (по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по уровню эффективных средств), 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.
Существенно новым в развитии педагогического творчества является креативная направленность обучения и воспитания, которая состоит в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество); другая группа - педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий), и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Качества и способности творческой личности педагога
Педагог-исследователь в логике педагогического творчества должен обладать следующими личностными качествами:
• научным психолого-педагогическим мышлением;
• высоким уровнем педагогического мастерства;
• определенной исследовательской смелостью;
• развитым педагогическим чутьем;
• потребностью в профессиональном критическом анализе самовоспитания иразумным использованием передового педагогического опыта;
• инициативностью и активностью;
• настойчивостью и ответственностью;
• глубоким вниманием и наблюдательностью;
• искусством нестандартно мыслить;
• богатым воображением;
• интуицией и фантазией;
• исследовательским подходом к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач.
Индивидуально-творческая деятельность педагога предполагает:
- анализ календарно-тематических планов;
- анализ методических разработок уроков;
- подборка заданий для контрольной проверки опорных знаний студентов; подборка заданий для домашней работы;
- подборка заданий для самостоятельной работы студентов;
- использование различных дидактических средств в деятельности преподавателя;
- методические, творческие находки преподавателя;
- систематизация данных, полученных при анкетировании студентов и опора на них в осуществлении педагогической деятельности.
Большое значение имеет способность педагога создавать на занятиях особую атмосферу творчества.
Педагогические заметки:
Понятие и сущность игры
В начале была игра, а не слово, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя, ребенок почти бессознательно осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова- сигналы, реагирует ...
Конспектирование и составление тезисов
Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора. Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов: извлечение авторских тезисов из текста; формул ...
Принципы построения методики изучения стохастической линии
Исходя из анализа всей вышеперечисленной литературы, при построении методики изучения стохастической линии в основной школе необходимо учитывать следующие важные моменты: · Содержание материала, обязательно изучаемого в рамках данной линии в средней школе, определяется требованиями государственного ...