Творческие аспекты деятельности педагога

Страница 2

В успешной деятельности педагога велика роль его профессиональных способностей. Ученые-исследователи выделяют ведущих из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность к осуществлению педагогического общения), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).

Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность, - мастерство владения, например, педагогическими (диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией и др., а не методикой передачи информации. Владение "педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Далее имея средние способности, преподаватель может стать педагогом-мастером.

Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности (по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по уровню эффективных средств), 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.

Существенно новым в развитии педагогического творчества является креативная направленность обучения и воспитания, которая состоит в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество); другая группа - педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий), и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Качества и способности творческой личности педагога

Педагог-исследователь в логике педагогического творчества должен обладать следующими личностными качествами:

• научным психолого-педагогическим мышлением;

• высоким уровнем педагогического мастерства;

• определенной исследовательской смелостью;

• развитым педагогическим чутьем;

• потребностью в профессиональном критическом анализе самовоспитания иразумным использованием передового педагогического опыта;

• инициативностью и активностью;

• настойчивостью и ответственностью;

• глубоким вниманием и наблюдательностью;

• искусством нестандартно мыслить;

• богатым воображением;

• интуицией и фантазией;

• исследовательским подходом к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач.

Индивидуально-творческая деятельность педагога предполагает:

- анализ календарно-тематических планов;

- анализ методических разработок уроков;

- подборка заданий для контрольной проверки опорных знаний студентов; подборка заданий для домашней работы;

- подборка заданий для самостоятельной работы студентов;

- использование различных дидактических средств в деятельности преподавателя;

- методические, творческие находки преподавателя;

- систематизация данных, полученных при анкетировании студентов и опора на них в осуществлении педагогической деятельности.

Большое значение имеет способность педагога создавать на занятиях особую атмосферу творчества.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...

Подготовка мастера уроку
В ходе подготовки к уроку мастер анализирует итоги предыдущих занятий, на основе этого уточняется содержание, тема и цель предстоящего урока. Тема определяет общее название той части учебного материала, который будет изучаться на уроке, т.е. "что изучается", а цель урока - "для чего ...

Музыкальные игры. Музицирование
Учите малыша нажимать одним пальчиком на клавишу фортепиано (если оно есть у вас дома). Если малыш попытается давить всеми пальцами сразу или кулачком, немедленно прекратите игру с инструментом. На следующий день повторите попытку научить нажимать одним пальчиком (поначалу вам придется делать это, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru