В успешной деятельности педагога велика роль его профессиональных способностей. Ученые-исследователи выделяют ведущих из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность к осуществлению педагогического общения), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).
Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность, - мастерство владения, например, педагогическими (диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией и др., а не методикой передачи информации. Владение "педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Далее имея средние способности, преподаватель может стать педагогом-мастером.
Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности), 2) творчества (по содержанию деятельности), 3) технологичности (по уровню педагогической техники), 4) оптимальности (по уровню эффективных средств), 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.
Существенно новым в развитии педагогического творчества является креативная направленность обучения и воспитания, которая состоит в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование.
По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество); другая группа - педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий), и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Качества и способности творческой личности педагога
Педагог-исследователь в логике педагогического творчества должен обладать следующими личностными качествами:
• научным психолого-педагогическим мышлением;
• высоким уровнем педагогического мастерства;
• определенной исследовательской смелостью;
• развитым педагогическим чутьем;
• потребностью в профессиональном критическом анализе самовоспитания иразумным использованием передового педагогического опыта;
• инициативностью и активностью;
• настойчивостью и ответственностью;
• глубоким вниманием и наблюдательностью;
• искусством нестандартно мыслить;
• богатым воображением;
• интуицией и фантазией;
• исследовательским подходом к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач.
Индивидуально-творческая деятельность педагога предполагает:
- анализ календарно-тематических планов;
- анализ методических разработок уроков;
- подборка заданий для контрольной проверки опорных знаний студентов; подборка заданий для домашней работы;
- подборка заданий для самостоятельной работы студентов;
- использование различных дидактических средств в деятельности преподавателя;
- методические, творческие находки преподавателя;
- систематизация данных, полученных при анкетировании студентов и опора на них в осуществлении педагогической деятельности.
Большое значение имеет способность педагога создавать на занятиях особую атмосферу творчества.
Педагогические заметки:
Типы дыхания
Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного»; или «клавикулярного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. Люди, страдающие астмой, одышкой, носящие тугие пояса, обычно прибегают к верхнему дыханию. Его можно преднамеренно вызвать, втянув ж ...
Предпосылки, послужившие разработке содержания вариативной части учебной
программы
В решении проблемы совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения существующего состава средств физического в ...
Коррекция навязчивых мыслей и действий
При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения. Вследствие того, что речь идет о неустойчивых и чрезмерно впечатлительных детях, то приходится считаться с сильным недоверием, большим критическим отношением р ...