Руководить группами могут староста и какой-нибудь наиболее авторитетный ученик. Преподаватель же дает делу правильный ход, следит за регламентом, сдерживает разбушевавшиеся страсти, консультирует участников, не допускает сиюминутной критики новых идей.
Для обсуждения можно предложить, например, такие темы: как отучить подростков курить; как навести порядок в столовой; как отучить опаздывать на занятия; как сделать урок математики самым любимым и т. п. Можно предложить и такую тему: как не попасть в лапы наркоманов.
Время проведения занятия - не менее двух уроков подряд по 40-45 минут. Но в любом случае преподаватель должен ориентироваться по ходу обсуждения и, если нужно, сократить или увеличить это время.
Решение в подростковой среде «местных проблем» методом мозгового штурма любого вида весьма плодотворно и в воспитательном отношении. Класс (группа) сплачивается, ребята открывают друг в друге новые положительный качества, у них просыпается интерес к поиску.
Метод фокальных объектов (МФО)
Метод фокальных объектов был создан в 1925 году профессором Берлинского университета Фридрихом Кунце и усовершенствован в 1945 году американским изобретателем Чарльзом Вайнтингом. Название метода связано с принципом концентрации множества идей на каком-нибудь объекте. Иногда его также называют методом сфокусированных объектов, что точнее определяет его суть. Но мы придерживаться первоначального. Нужно отметить, что МФО является самым распространенным из методов, основанных на случайностях.
Существо метода заключается в выполнении следующих операций:
1. выбор фокального объекта, то есть того, над которым предстоит работать; четкое формулирование цели усовершенствования объекта;
2. выбор 3-4 случайных объектов; их выбирают откуда угодно, но как можно дальше от фокального объекта; подсказки не надо искать долго – пусть объекты сами проявятся и помогут изобретателю;
3. составление списка признаков случайных объектов;
4. генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;
5. развитие полученных сочетаний и в результате ассоциаций выход на новые идеи;
6.оценка идей и отбор из полученных решений оптимальных.
В качестве примера фокального объекта возьмем чайник. Выберем случайные объекты: цветок, кино, сапоги.
Подбираем признаки:
цветок: лекарственный, водяной, вьюн, многоцветный, с шипами .
кино: стерео, панорама, звуковое, видео .
сапоги: зимние, на каблуках, мужские, с ушками, со шнуровкой .
Переносим признаки и получаем много вариантов. Выберем для примера два из них:
чайник со звуковым сигналом, на подставке, колоколообразной формы;
чайник с самоотключением от сети, с клювообразным носиком и ребристой поверхностью.
Метод хорошо работает на выявлении простых решений в любой области изобретательства, в основном при поиске новых модификаций уже известных устройств и решений. В 70-х годах на его основе рижским изобретателем Г.Бушем разработан метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Для закрепления темы МФО можно предложить несколько задач.
1. Предложите новые модели одежды и аксессуаров, игрушек, игр, зданий, автомашин и т. п.
2. Предложите новые модели инвалидных кресел.
3. Измените конструкцию вашего рабочего места в мастерской.
Педагогические заметки:
Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии
В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании». В чем сходство и разл ...
Содержание технологического образования школьников
в 6 классе по разделу "Обработка металлов"
В содержании этого раздела программы информационные технологии занимают прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе ...
Особенности формирования организованной творческой среды в условиях
детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...