Психотерапевтический метод при различных формах гиперактивного поведения может быть ведущим в работе социального педагога в ряде случаев и использоваться в виде индивидуальной психотерапии, направленной на установление доверительного контакта, предоставление возможности ребенку или подростку раскрыться в своих переживаниях, помогает ему осознать причины собственных проблем, узнать отрицательных свойств своего характера, выработать критическое к ним отношения, сформировать умение руководствоваться в поступках не "эмоциональной логикой", а разумом, принципом реальности. Целью терапии являются выявление критических для конкретной личности жизненных ситуаций, порождающих дезадаптацию, и умение справляться с ними, выработка новых форм адекватного реагирования в сложных жизненных ситуациях, замещение прежних способов разрядки эмоций (агрессия, алкоголизация, суицид, депрессия, антисоциальное поведение) новыми конструктивными формами поведения в виде творческого самовыражения, увлечений, выбора интересной профессии, обучения способам саморегуляции, приемам аутотренинга.
При работе с гиперактивными личностями социальный педагог формирует и тренирует волевые механизмы, содействует сосредоточению, умению регулировать свое эмоциональное состояние, работает над повышением самооценки, вырабатывает чувства ответственности, завершения намеченного дела, регламентация и контроль поведения. Наиболее частым методом индивидуальной терапии является в данном случае рациональная, разъяснительная терапия. Эффективны также методы внушения,
прямого и косвенного, так как именно в детском и подростковом возрасте внушаемость повышена. Рекомендуются также методы самовнушения в виде аутогенной тренировки и обучения приемам саморегуляции эмоционального и физического состояния, что также повышает самооценку подростка.
Работа с гиперактивными подростками может быть у социального педагога направлена на осознание причин агрессивности, расширение предела терпимости, выработку способов социального контроля, способов неконфликтного разрешения ситуаций. Таким образом, формируется способность контролировать свои состояния, прислушиваться к мнению других, увеличивается способность к самоконтролю.
Состояние психического и физического здоровья детей во многом зависит от условий, в которых происходит процесс их обучения и воспитания. Школьная неуспеваемость, социальная дезадаптация по-разному сказываются на состоянии психического здоровья детей и могут привести к неврозам, астении, психопатическим реакциям. Подобные состояния развиваются у детей вследствие умственных и физических перегрузок, нарушения микросоциальных контактов в кругу сверстников, со взрослыми - родителями, учителями. Нередки случаи травли детей со стороны педагогов, навешивания ярлыков, необъективного отношения к их личности и поведению. Причина тому - слабая психолого-педагогическая подготовленность учителей, грубое и пренебрежительное отношение к учащимся.
В практике учебно-воспитательной работы социальные педагоги чаще всего ограничиваются общепринятыми мерами воздействия - поощрением и наказанием. Поэтому отношения, которые устанавливаются между взрослым и ребенком, учителем и учеником, следует рассматривать как недостаточно естественные, так как ребенок постоянно "должен" быть исполнительным, послушным. К сожалению, многие педагоги не всегда задумываются над тем, что в неравных отношениях с ребенком они способствуют порождению психотравмирующих факторов, вызывающих отклонения от нормального физического и психического развития личности ребенка.
В работе с детьми социальному педагогу необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. В более широком смысле индивидуальный подход должен быть применим в равной степени ко всем детям, предполагая знание педагогом личности каждого ребенка. Психическое развитие детей протекает неравномерно, и социальный педагог в этом смысле должен быть постоянно начеку, он должен своевременно заметить отклонения в психическом развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер. Только следуя этим принципам, педагог сумеет избрать правильную тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее эффективны по отношению именно к этому ребенку.
Педагогические заметки:
Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего
школьного возраста
Для того, чтобы выявить зависимость развития воображения от воспитания и обучения было организовано и проведено исследование на базе 2 «А» класса МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска Красноярского края в количестве 20 человек, из них составили: 10 человек – экспериментальную группу (ЭК); 10 человек - контро ...
Методы воспитания творческой активности детей дошкольного
возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им ...
Особенности изучения типа речи рассуждение в 5-8 классах
Знакомство с рассуждением в 5 классе начинаем после того, как дети познакомятся с особенностями описания и повествования. Рассматривая строение рассуждения, надо обратить внимание на принципиальное отличие этого типа речи от описания и повествования. Пятиклассники должны понимать, что содержанием о ...