Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы

Страница 11

Обработка уже извлеченной информации — понимание текста на уровне смысла — требует от читающего умения вывести на основе полученной информации суждение (сде­лать вывод/обобщение), установить идею, замысел текста, который в нем словесно может быть и не сформулирован, оценить изложенные факты/содержание в целом, соотнеся их со своим опытом/знаниями в данной области, и интер­претировать прочитанное, что включает понимание и под­текста.

Всеми этими умениями учащиеся владеют на родном языке, и возникающие трудности связаны не столько с пониманием задачи и способа ее решения, сколько с реали­зацией этого решения средствами нового языка. Преодо­ление этой трудности и является целью упражнений, по­строенных на материале абзацев.

Задания упражнений в градуированной последователь­ности воспроизводят задачи, которые возникают перед чи­тающим, а их формулировка и условия выполнения (на­пример, отводимое время) должны вынуждать учащегося пользоваться теми приемами чтения, которые позволяют их решать наиболее адекватно и экономно. Это задания типа: определите основную мысль абзаца; найдите дока­зательство такой-то мысли; найдите / предскажите продол­жение данного абзаца; придумайте заглавие к абзацу; дайте оценку изложенному и т.д. Они могут принимать форму вопросов, утверждений, построенных на материале содержания абзаца, инструкции сделать что-либо и т.д.

В качестве вспомогательных выступают такие упражне­ния, как выделение стержневого/ключевого предложения или ключевых слов, сокращение/расширение абзаца, опре­деление количества фактов, изложенных в абзаце и т.д. Учащиеся должны научиться хорошо различать языковые средства выражения связи между предложениями в абзаце и между абзацами. Помимо анализа направленного на вы­явление этих средств (задания типа: найдите / подчеркните слова / сочетания слов, которые .), полезны упражнения, в которых предлагается заполнить пропуски словами, свя­зывающими предложения в абзаце; соединить два абзаца, определив предварительно по их содержанию характер свя­зи между ними; объединить ряд отдельных предложений в абзац и т.д.

Усложнение упражнений, оперирующих материалом аб­зацев, происходит а) по числу задач, которые учащийся решает одновременно (сначала перед однократным чтением абзаца дается лишь одна задача — найти главную мысль, затем — найти основную мысль, дать оценку изложенно­му, завершить абзац); б) по характеру языкового материала и усложнению структурного типа абзаца; в) по уменьшению времени, отводимого на чтение абзаца.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Педагогические заметки:

Анализ учебников по теме «Четырехугольники» в школьном курсе математики основной школы
Понятие четырехугольник вводится в зависимости от того, как и когда введено понятие многоугольника: в учебнике Л.С. Атанасяна четырехугольник вводится как частный вид многоугольника; в учебнике А.В. Погорелова понятие многоугольника вводится значительно позже, поэтому дается определение, аналогично ...

Роль игры на уроке иностранного языка
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступн ...

Психофизиологические основы восприятия звуков
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что ил ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru