Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Страница 2

Какие трудности усложняют объективный анализ социальных систем?

Все компоненты системы невозможно описать на одном терминологическом языке ввиду их разнородности.

В силу этого не все свойства этих компонентов можно описать количественно, возникает проблема формализации качественных признаков.

Элементы социальной системы, наделенные сознанием, могут иметь непредсказуемость с одной стороны, с другой - их динамика детерминирована социальными отношениями.

Развитие социальных систем носит циклический характер и не вписывается в схему эволюционных изменений прогрессивной направленности.

В силу субъектности людского компонента социальных систем он активно влияет на последние, изменяя их внутренние состояния.

Трудности исследования социальных систем, их сложность и циклический характер развития во многом предопределяют выбор методов исследования. Определившись со структурой объекта исследования можно сконструировать теоретическую модель системы воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии. По своему составу она состоит из материальных и идеальных компонентов. К материальным компонентам системы воспитания патриотизма военнослужащих относятся:

а) организационные компоненты системы (кадры и система их подготовки, материальная база и др.);

б) средства коммуникации и массовой информации;

в) практическая воспитательная деятельность субъектов воспитания;

г) компоненты механизма защиты объекта воспитания от непрограммированных влияний среды;

д) система управленческих воздействий;

е) практическая деятельность объекта патриотического воспитания по самовоспитанию.

Идеальные компоненты системы включают в себя:

а) патриотическую идеологию и ценности;

б) теорию патриотического воспитания как систему научных понятий;

в) методику патриотического воспитания военнослужащих;

г) систему норм патриотического поведения, установленную законодательно для военнослужащих;

д) компоненты механизма защиты от непрограммируемых влияний среды;

е) компоненты процесса патриотического самовоспитания личности и др.

В различных условиях круг элементов системы может быть расширен или сужен.

Схематично можно представить модель системы воспитания патриотизма военнослужащих следующим образом, где состав элементов системы воспитания указан следующим образом:

Отражает классовую (этническую, профессиональную) направленность воспитания. На основании общественной идеологии государство формулирует идеологический "заказ" на подготовку воина-патриота. "Заказ" формулируется в виде общегосударственной идеологии и ценностей, поддерживаемых силой государственного авторитета и включает патриотическую идеологию и ценности.

На основании государственно-патриотического подхода формулируется методологическая основа воспитания патриотизма, включающая научные теории и концепции патриотического воспитания. Они являются теоретической базой формирования социально-целесообразной системы воспитания, обеспечивающей успешное протекание процесса патриотического воспитания военнослужащих.

Включает организационные структуры (организации), профессионально занимающиеся патриотическим воспитанием военнослужащих; материально-техническую базу, обеспечивающую функционирование и др.

Представляет собой такое явление как разработанную на научной основе методику патриотического воспитания (теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности субъектов патриотического воспитания). Н.В. Бордовская и А.А. Реан определяют ее как "процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели"

Составляет технические и аппаратные средства, информационные и программные средства, каналы связи, носители информации.

Деятельность по воспитанию патриотизма представляет собой воспитательную работу. Она осуществляется в формах конкретных воспитательных мероприятий, оказывая педагогическое воздействие на объект воспитания, обладающий субъектностью и потому способный к самовоспитанию.

В ходе самовоспитания обучаемый выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Под самовоспитанием понимается "сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности". Патриотическая идеология и ценности, система норм патриотического поведения, практическая деятельность по воспитанию патриотизма способствуют свободному выбору обучаемым линии патриотического поведения, формированию патриотических чувств, убеждений, знаний и вектора практических действий.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке
Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников - их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает ее знание. Музыкально грамотный, образованный ...

Психофизиологические аспекты готовности детей к школе
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка? Справится ли ...

Содержание экспериментальной программы для учащихся 5 – 6 классов, основанной на игре «волейбол»
5 Класс. 1. Основы знаний Физические упражнения - путь к здоровью, работоспособности и долголетию. Ознакомление с правилами волейбола, с ведением простого протокола. Личная и общественная гигиена. Форма игрока в волейбол. 2. Общая физическая подготовка Строевые команды. Перестроения из шеренги ж ко ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru