Что же такое патриотизм? Как подходят к его определению современные российские ученые? Толковый словарь под редакцией Л.Я. Дятченко определяет это понятие как "чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы". Аналогично по содержанию трактует это понятие И. Волков: "Российский патриотизм - это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее".В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов в своей монографии считают, что "истинные русские люди, это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за кордона" . Данную позицию разделяет В.В. Бобров, В.Н. Турченко и ряд других крупных ученых.
Понятие "патриотизм" жестко не детерминировано этническим происхождением. Великий русский поэт Пушкин, художник-маринист Айвазовский, генерал Багратион были не русскими по крови, но осознавали себя принадлежащими к великорусской нации и культуре, идентифицировали себя великороссами.
Принижение патриотизма началось с роста революционного движения в России в начале ХХ века. Это был способ разложения скреп социальной системы. В работе "О национальной гордости великороссов" В.И. Ленин поделил патриотизм по классовому признаку и, конечно, в плане решения задач смены существующего социального строя поступил научно выверенно, хотя кризис духа и упадок патриотизма в среде российской интеллигенции созрел уже к началу ХХ века - как можно иначе понимать поздравления либеральными профессорами и студентами Московского университета в 1905 году японского микадо с победой в войне с Россией? Интеллигенция, мозг нации, подготовила народ к восприятию реалий революции 1917 года, а затем была большей частью уничтожена или выброшена за границу. По мнению знаменитого французского социолога Г. Лебона "Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу". Под душой Лебон подразумевал совокупность общих идей и чувств.
Источник самовозрождения патриотической идеологии, ценностей, поведения заключается прежде всего в общественных и личностных потребностях. Государство нуждается в вооруженной защите, наивысших достижениях в науке, экономике, искусстве, во внутреннем источнике саморазвития этноса. Для большинства государств неприемлем путь с опорой на эксплуатацию других народов, чужих богатств и сугубо меркантильные интересы своих граждан. Значит, необходимы особые духовно-нравственные идеалы и ценности, на которых, по словам Э. Дюркгейма "формируются и базируются целые цивилизации". Следовательно, патриотизм является источником жизненных сил нации.
Исследуя различные подходы к определению сущности и содержания патриотизма, мы пришли к выводу о том, что сведение понятия "патриотизм" к психологическому чувству любви к Родине неправомерно. Понятие патриотизма гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество.
Патриотизм - это:
Социальное чувство (любовь к Отечеству).
Патриотическая идеология (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов).
Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).
Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности).
Педагогические заметки:
Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...
Педагогическое разрешение и создание конфликта
Конфликт – это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт – это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются воспитатель и воспитанник. На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений. Различаются пусты ...
Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного
возраста
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразн ...