Ценности являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Это критерии, мерки должного поведения, оценки действий, предметов, идей и мнений, которые представляют собой желаемое, предпочтительное для данного социального субъекта; являются критерием оценки реальных явлений; определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности, выступая в качестве социальных мотиваций.
По уровням функционирования Здравомыслов, Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая и другие социологи выделяют следующие духовные ценности:
1) общечеловеческие гуманистические;
2) общегосударственные (общенациональные);
3) социально-групповые (классовые, религиозные);
4) личностные ценности.
Патриотизм как базовая ценность общегосударственного уровня входит в систему ценностных ориентаций военнослужащих в качестве профессионально значимой ценности.
Исследование соотношения и взаимосвязи понятий "патриотизм", "ценности", "идеология", наличие общих моментов, присущих в чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практически деятельностной сфере реализации патриотизма у представителей всех социальных групп данного общества позволяет говорить о патриотизме как системе качеств личности, которая включает три основных структуры:
Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:
любви к малой родине;
веры в силы и возможности своего народа;
гордости за принадлежность к своей нации;
осознания величия и роли Отечества в истории;
любви к национальной культуре;
готовности к защите Родины;
сопричастности к проблемам государства и народа;
взаимной привязанности индивидов в рамках этноса, социальной группы;
и другие.
Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:
высокую жертвенность на благо Отечества;
способность ставить интересы Отечества выше личных;
глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;
преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;
верность системе национально-конфессиональных духовных ценностей;
товарищество и взаимопомощь.
Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:
готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;
конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;
преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;
соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;
самоидентификацию личности с определенным этносом и высокую степень внутринациональной сплоченности;
осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.
Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй, являются духовные ценности, отражающие жизненно-важные интересы народа и представляющие собой своего рода фильтр: а) должного; б) желаемого; в) допустимого поведения личности.
Третья структура - патриотическое поведение - состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентировку внимания на том, что патриотизм проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога этнической самоидентификации личности, осознания ее принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели воспитания. Для военнослужащих, кроме того, патриотизм играет дополнительные роли: фактора выбора военной профессии как особого, почетного вида государственной службы; критерия его профессиональной пригодности.
Педагогические заметки:
Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую
деятельность»
Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах. В главе 1 (пу ...
Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...
Умственное воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...