Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих

Страница 4

Ценности являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Это критерии, мерки должного поведения, оценки действий, предметов, идей и мнений, которые представляют собой желаемое, предпочтительное для данного социального субъекта; являются критерием оценки реальных явлений; определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности, выступая в качестве социальных мотиваций.

По уровням функционирования Здравомыслов, Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая и другие социологи выделяют следующие духовные ценности:

1) общечеловеческие гуманистические;

2) общегосударственные (общенациональные);

3) социально-групповые (классовые, религиозные);

4) личностные ценности.

Патриотизм как базовая ценность общегосударственного уровня входит в систему ценностных ориентаций военнослужащих в качестве профессионально значимой ценности.

Исследование соотношения и взаимосвязи понятий "патриотизм", "ценности", "идеология", наличие общих моментов, присущих в чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практически деятельностной сфере реализации патриотизма у представителей всех социальных групп данного общества позволяет говорить о патриотизме как системе качеств личности, которая включает три основных структуры:

Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:

любви к малой родине;

веры в силы и возможности своего народа;

гордости за принадлежность к своей нации;

осознания величия и роли Отечества в истории;

любви к национальной культуре;

готовности к защите Родины;

сопричастности к проблемам государства и народа;

взаимной привязанности индивидов в рамках этноса, социальной группы;

и другие.

Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

высокую жертвенность на благо Отечества;

способность ставить интересы Отечества выше личных;

глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;

преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

верность системе национально-конфессиональных духовных ценностей;

товарищество и взаимопомощь.

Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

самоидентификацию личности с определенным этносом и высокую степень внутринациональной сплоченности;

осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй, являются духовные ценности, отражающие жизненно-важные интересы народа и представляющие собой своего рода фильтр: а) должного; б) желаемого; в) допустимого поведения личности.

Третья структура - патриотическое поведение - состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентировку внимания на том, что патриотизм проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога этнической самоидентификации личности, осознания ее принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели воспитания. Для военнослужащих, кроме того, патриотизм играет дополнительные роли: фактора выбора военной профессии как особого, почетного вида государственной службы; критерия его профессиональной пригодности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»
Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах. В главе 1 (пу ...

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Умственное воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru