Ценности являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Это критерии, мерки должного поведения, оценки действий, предметов, идей и мнений, которые представляют собой желаемое, предпочтительное для данного социального субъекта; являются критерием оценки реальных явлений; определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности, выступая в качестве социальных мотиваций.
По уровням функционирования Здравомыслов, Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая и другие социологи выделяют следующие духовные ценности:
1) общечеловеческие гуманистические;
2) общегосударственные (общенациональные);
3) социально-групповые (классовые, религиозные);
4) личностные ценности.
Патриотизм как базовая ценность общегосударственного уровня входит в систему ценностных ориентаций военнослужащих в качестве профессионально значимой ценности.
Исследование соотношения и взаимосвязи понятий "патриотизм", "ценности", "идеология", наличие общих моментов, присущих в чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практически деятельностной сфере реализации патриотизма у представителей всех социальных групп данного общества позволяет говорить о патриотизме как системе качеств личности, которая включает три основных структуры:
Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:
любви к малой родине;
веры в силы и возможности своего народа;
гордости за принадлежность к своей нации;
осознания величия и роли Отечества в истории;
любви к национальной культуре;
готовности к защите Родины;
сопричастности к проблемам государства и народа;
взаимной привязанности индивидов в рамках этноса, социальной группы;
и другие.
Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:
высокую жертвенность на благо Отечества;
способность ставить интересы Отечества выше личных;
глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;
преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;
верность системе национально-конфессиональных духовных ценностей;
товарищество и взаимопомощь.
Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:
готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;
конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;
преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;
соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;
самоидентификацию личности с определенным этносом и высокую степень внутринациональной сплоченности;
осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.
Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй, являются духовные ценности, отражающие жизненно-важные интересы народа и представляющие собой своего рода фильтр: а) должного; б) желаемого; в) допустимого поведения личности.
Третья структура - патриотическое поведение - состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентировку внимания на том, что патриотизм проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога этнической самоидентификации личности, осознания ее принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели воспитания. Для военнослужащих, кроме того, патриотизм играет дополнительные роли: фактора выбора военной профессии как особого, почетного вида государственной службы; критерия его профессиональной пригодности.
Педагогические заметки:
Теоретические основы изучения межличностных отношений в «детском обществе».
Навыки общения с внешним миром
Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежа ...
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...
Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...