К моменту поступления детей в школу, существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим менее развитым - только методики, рассчитанные на детей 4-6 летнего возраста. Поэтому прежде чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень развития, достигнутый ребенком.
Психодиагностические методики предназначены для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков. Оценки, полученные по всем методикам, переведены в единую стандартизированную систему оценок и записываются в Карту индивидуального развития ребенка младшего школьного возраста. Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом. При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.
Прежде чем приступить к проведению психодиагностического обследования, рекомендуется сделать следующее:
1.Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней.
2. Прочесть комментарии к данной методике, если они есть.
3. Подготовить необходимые для проведения методики материалы.
4. Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребенка и обработать результаты.
Диагностика готовности к школе проводилась на базе детского сада № 82 г.Читы ив июле -августе 2003 г.
Было обследовано 20 детей подготовительной группы по принятой системе методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению.
Результаты обследования детей подготовительной группы детского сада приведены в таблице 1, усредненные показатели – в таблице 2.
До начала психологической диагностики тщательно ознакомилась с характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей.
По полученным данным построена круговая диаграмма (рис. 1 приложение 8), из которой видно, что 55 % детей имеют средний уровень готовности, 5 % - высокий, 10 % - очень низкий, 30 % - низкий.
Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показала только одна девочка – Стрельникова Маша, это благодаря тому, что ей уделялось внимание дома, с ней занималась бабушка и родители. У Маши средний уровень памяти, фонематического слуха и эмоций, уровень мышления, представлений и умений, а также мотивационная готовность высокая. Очень низкий уровень готовности к школьному обучению у двух детей (10 %): Двойченко Дениса и Момат Саши. Обоим мальчикам по пять лет. Очень низкий уровень готовности связан также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе, оба этих мальчика из неблагополучных семей, они не получают никакого внимания со стороны взрослых. У Момат Саши все без исключения показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался к играющим детям. Низкий уровень готовности показали 6 человек (30 %):
Педагогические заметки:
Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...
Педагогика: круг изучаемых явлений, связь с другими науками
Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей. Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффек ...
Анализ и интерпретация эмпирических данных
В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя. После проведение анкеты «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты: 1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 59% отрицательных ответов; «время от времени» - 25%; и, наконец, «часто» да ...