Таким образом, политику военных СМИ, как впрочем и гражданских, в освещении вопросов жизни армии контролирует общество, в основном государство на основе сформулированного и законодательно закрепленного национального интереса. Многие беды патриотического воспитания в России предопределены именно отсутствием государственной идеологии. Без нее страна, подобно слепому, хаотически движется, сталкиваясь с нарастающим комом проблем.
Социальные условия, неблагоприятные для воспитания патриотизма военнослужащих России может изменить только государство. Поэтому на уровне педагогических технологий они не подлежат изменению и просто должны учитываться как данность.
Многие педагогические условия, позволяющие повысить эффективность системы воспитания патриотизма у военнослужащих при данных социальных условиях вполне могут быть созданы в рамках института военной службы вообще и порядка прохождения службы офицерским составом - в частности. Концептуально их способно разработать Министерство обороны. Самые значимые условия по представлению Министра Обороны могут быть установленным порядком закреплены в действующем законодательстве. Рассмотрим более подробно основные социально-педагогические условия повышения эффективности системы воспитания патриотизма военнослужащих. К ним относятся:
а) наличие общегосударственной патриотической идеологии и ценностей, реабилитация системы жизненных смыслов военных кадров.
б) демократизация военно-служебных отношений;
в) гуманизация военной среды;
г) оптимизация компонентов системы;
д) общий вектор систем воспитания патриотизма различного уровня;
е) учет социальных и этнических факторов;
ж) надежное управление компонентами системы и воспитательным процессом;
При создании новых педагогических условий сами компоненты системы и методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, способны породить более высокий результат. Другие условия могут бесконечно варьироваться, именно поэтому К.Д. Ушинский писал: "Мы не говорим педагогам, поступайте так, или иначе; но мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую".
В современных педагогических условиях именно поэтому неэффективны традиционные методы и формы воспитания. В силу экономических трудностей мало осуществим метод материального поощрения. Проведенное же ГУВР ВС РФ в 2009 году исследование среди офицеров (N=более 600 респондентов всех видов ВС РФ) показало, что значимость мер поощрения, предусмотренных дисциплинарным уставом ВС РФ приобрела ярко выраженный прагматический характер. Это закладывает серьезное противоречие.
Аналогично обстоит дело и с гуманизацией среды патриотического воспитания. Специфика военной организации, требующая ограничения прав личности в боевой обстановке в российской армии переносится в мирное время. Даже в военно-учебных заведениях сегодня существуют ограничения в количестве военнослужащих, имеющих возможность отдыхать в выходные дни по своему усмотрению. В воюющем Израиле, по свидетельству М. Штейнберга, "в пятницу после обеда домой отпускаются максимальное число солдат… Все они с оружием и огромными баулами везут барахлишко для стирки, или уже стиранное и еще мамины пироги" .
Как справедливо отметил бывший офицер ГлавПУР В. Соловьев, компоненты системы воспитания патриотизма военнослужащих необходимо реорганизовать, придав им открытость, позволяющую дальнейшую саморегуляцию в соответствии с флуктациями среды.
Важным условием эффективности системы является единство и согласованность воспитательных усилий систем воспитания патриотизма различного уровня. Система не сможет действовать эффективно без надежного управления. В условиях его отсутствия ее компоненты перестают функционировать как единое целое. При этом главным условием успеха воспитания является наличие общегосударственной идеологии и ценностей. Можно утверждать, что некоторые из условий эффективности системы воспитания патриотизма в педагогической практике по организации патриотического воспитания в войсках уже создавались.
Так, примером демократизации офицерских коллективов стали преобразования 1991-1993 годов в области службы офицерского состава. Были отменены такие взыскания как арест офицера, разрешено увольнение из ВС по собственному желанию, офицерским собраниям предоставлялись широкие права. Резко возросла активность офицеров, они стали сами участвовать в разрешении внутриармейских проблем. Руководство страны и ВС РФ, не найдя применения нарастающей энергии офицерства, сочло более удобным запретить офицерское самоуправление. Примером гуманизации офицерской среды можно назвать деятельность командира 106 ВДД генерал-майора А. Лебедя и командира 137 пдп подполковника В. Хацкевича. Создав в ранее отстающих по дисциплине частях атмосферу взаимного уважения в офицерской среде, они смогли в 1987-1988 гг. добиться резкого улучшения состояния дел и повышения патриотизма военнослужащих. Это позволило частям успешно решать специальные задачи в Закавказье в 1988-1990 годах. Такой опыт был реализован в Сиб ВО в отдельной бригаде "спезназ" ГРУ полковником Л. Поляковым в 1993 - 1996 гг.
Педагогические заметки:
Кризисное общество и ценности молодого поколения
«Американская мечта», «Японское чудо», «Величие Франции», «Правь, Британия, морями!» - все это проявления национальной идеи, а без такой высшей идеи не может существовать ни один человек, ни одна нация. Национальной она является потому, что выражает такое важное условие национальной жизни, как пере ...
Методология, методы и логика педагогического исследования
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в наукове ...
Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...