Образцом стихийной оптимизации компонентов системы воспитания военнослужащих стал некоторый опыт чеченской кампании. Из существующих воспитательных структур командование вынуждено было создавать справочно-информационные, юридические центры, фронтовые концертные бригады, центры психологической реабилитации и комнаты психологической разгрузки. Возросло значение женской общественности.
В СибВО данный опыт был осуществлен с санкции командующего округом генерал-полковника В.А. Копылова. Именно он обеспечил единую направленность деятельности воспитательных структур в трудных для войск 1994-1996 годах. Сделав ставку на идею государственного патриотизма, он этим самым придал общий вектор деятельности подсистем воспитания. Результатом стала стабилизация воинских коллективов в это трудное для страны и армии время, когда военнослужащим на 4-6 месяцев задерживали выплату денежного довольствия. В конце 1994 года сибирские части достойно воевали в Чечне.
Исследование, проведенное мной, свидетельствует, что даже создание благоприятных социально-педагогических условий в сфере воспитания не гарантирует его эффективности. Необходимо обеспечить позитивные перемены в системе смысложизненных ориентаций военнослужащих. Их направленность во многом определяет продуктивность восприятия патриотических ценностей, норм поведения и вектора практических действий воспитуемыми.
Современное состояние мировоззренческо-смысловой сферы военнослужащих свидетельствует о переживаемом ими духовном кризисе.
Снижение патриотических мотиваций, коммерциализация военно-служебных отношений, выход на передний план материальных мотиваций к службе объективно подтверждают сказанное. К негативным последствиям данного факта можно отнести снижение служебной активности офицеров, досрочное увольнение значительного их количества из ВС РФ, многие неуспехи в служебно-боевой деятельности на войне. В период реформ резко возросло число самоубийств среди офицеров. Проведенные опросы свидетельствуют об их приоритетной направленности на решение личных проблем, порой в ущерб служебным обязанностям.
Идеология по своей сути выражает интересы этого социума, делая человека его служителем. Она играет роль организующей общественную жизнь формы, побуждает людей действовать во имя общественного интереса, стимулирует (и направляет) поведение человека по нужному социуму вектору, интегрируя при этом действия индивидов, превращая их в содействие. Человек, лишенный идеологических установок, социально ущербен. Поэтому призывы к деидеологизации российского общества, составляющих его социумов и людей, антисоциальны, антигуманистичны и враждебны нам. Они ведут к дальнейшей атомизации общества.
Идеологические ценности человека резонно изучать не для анализа его индивидуальности, а в связи с его социальным статусом, выполняемыми социальными ролями, установлением меры его социализированности, адаптированности к нормам социумов, решением многих иных социологических вопросов.
Все предшествующие модели воспитания, существовавшие в мировой практике, несли на себе отпечаток этничности и социальной принадлежности воспитуемых.
Сегодня такое социальное расслоение - реальность современной России. "Элитарные" ВУЗы не только существуют, теория элиты и необходимости деления воспитания и образования на "элитарное" и "массовое" уже стала предметом дискуссии в российском политическом и научном "истеблишменте".
Как сегодня отражается "социальное" на эффективности системы воспитания российского общества вообще и системы патриотического воспитания военнослужащих в частности?
Современная динамика социальных перемен в России привела к тому, что многие представители новой политической элиты и, соответственно, их дети не стоят на государственно-патриотических позициях. Это было подмечено в ряде публикаций российской прессы в 90-е годы. Российская армия по составу солдатского элемента сегодня рабоче-крестьянская. В мотивациях на получение высшего военного образования ведущими становятся связанные с возможностью бесплатного получения высшего военного образования. В связи с ухудшением материального положения профессиональных военных со второй половины 90-х годов наблюдается устойчивый рост числа курсантов из семей офицеров.
Падение престижа офицерских профессий и изменение социального состава курсантской среды в пользу неимущих сословий отразилось на качестве курсантского материала, его общей образованности, нравах и обычаях в быту. При опросе генерал-полковником Квашниным весной 2000 года около 80 курсантов 2 курса Новосибирского ВОКУ, ни один из них не смог назвать даты образования на Руси централизованного государства. В ВВУЗах существуют наркомания, взаимные драки, имели место даже факты самовольного оставления места службы и расстрела сослуживцев. Современное социальное положение военнослужащих как социальной группы не способствует ее стабилизации. Мизерное денежное содержание за тяжелый, связанный с риском для жизни, труд, невозможность содержать семью, неразрешенность жилищных проблем приводит к стабильному недовольству их материальным положением и службой. Причем, как показывают данные приведенных выше источников число недовольных колеблется в 90-е годы в интервале от 60% до 90%.
Педагогические заметки:
Спартанское воспитание
Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, по ...
Работа учащихся с атласом, картой и с иллюстрациями и
текстами учебника
Одну из важнейших ролей преподавания истории и развития мыслительной деятельности, играют такие пособия как атлас и карта. Исторические атласы и карты содержат большое количество разнообразных сведений, такие как возникновение государств, изменение их территорий, разные формы зависимости государств ...
Театр как социально-культурный и педагогический феномен
Культура в широком смысле слова всегда являлась неотъемлемой частью цивилизованного общества. Сами термины цивилизация и культура достаточно синонимичны по своему лексическому значению. Культура (от латинского cultura, от основы colere – возделывать) - совокупность материальных и культурных ценност ...