Во второй половине 2000 года результатом такого отношения государства к профессиональным военным стало снижение доверия к власти и повышение социальной протестности.
Переживаемые офицерством как социальной группой трудности вызвали к жизни в 2000-е годы противоречивые тенденции. С одной стороны, фактическая ликвидация институтов самоуправления в офицерской среде путем ограничения полномочий офицерских собраний, судов чести офицеров и экономическая дискриминация офицеров государством привели к диссоциации этой социальной группы и снижению ее патриотических мотиваций. С другой - эти же факторы усилили корпоративность военных кадров, о чем свидетельствует повышение места военно-корпоративных ценностей в иерархии ценностей российского офицерства.
Рассмотрим более подробно сущность, место и роль этнических факторов в воспитании патриотизма военнослужащих. Данный вопрос особо значим сегодня, поскольку около 90% военнослужащих составляют представители русской национальности.
Для обеспечения благоприятных социально-педагогических условий воспитания патриотизма особенно значимы такие факторы этнического, как направленность и структура этнического сознания, ментальность, традиции и обычаи.
Исторический опыт убедительно доказывает, что успешно сохраняют свои жизненные силы народы и нации, реализующие этноцентристскую модель развития. Примером тому являются Япония, Китай, Индия, Израиль, Великобритания. В данных странах на протяжении тысячелетий последовательно реализуются этнические системы воспитания граждан. Они полно учитывают психо-биологические особенности данных народов, строятся в соответствие с этническими традициями и обычаями, при полном учете особенностей менталитета населения. Причем, именно этническое самосознание, возведенное в высшую ценность, обеспечило последовательное сохранение этно- и генотипа этих народов на протяжении истории их существования.
По мнению ряда авторов, национальный характер представляет не элементарное суммирование отдельных черт и характеров этнической общности, а специфическое сочетание и проявление социальных и психологических свойств, ставших свойственными социально-этнической общности в конкретных исторических и культурных условиях ее развития.
Ими составлены основные характерологические портреты типичных представителей основных наций.
Так, например:
Немец: практичный, организованный, трудолюбивый, уверенный, твердый, жесткий.
Русский: откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, непрактичный, доверчивый, миролюбивый.
Личность, не причисляющая себя ни к одной из наций, относящая себя ко всему человечеству, идентифицируется как трансэтничная (космополит). Человека, живущего и сознательно участвующего в культурной жизни и традициях двух разных народов, называют маргинальной личностью (колеблющейся между двумя культурами). Такой человек не сможет до конца порвать со своим прошлым и его традициями и никогда не будет принят в полном объеме в новое общество, в котором попытается найти для себя место.
Соотношение понятий традиция, обычай, ритуал, обряд, следующее:
традиция функционирует во всех сферах социальной жизни (философские, научные, трудовые, боевые, национальные, революционные, духовные и т.п.), являясь видовым понятием;
обычай заключается только в неуклонном следовании воспринятых из прошлого предписаний, действует не во всех сферах и выступает средством практического преобразования и использования различных объектов (в сфере труда, семейных отношений);
ритуал (обряд) только символизирует определенные общественные отношения, воздействуя на эмоциональную сферу человека, понятие ритуал уже понятия обычай.
Можно предложить следующую модель взаимодействия компонентов обычая как социального института.
Взаимодействие компонентов обычая представляет собой социальный механизм его передачи. У представителей разных народов он имеет свои особенности. При этом, обычай как социальный институт имеет ряд важнейших черт, которые позволяют достаточно эффективно идентифицировать его среди сходных социальных феноменов. К ним, относятся повторяемость, передаваемость, устойчивость и массовость. Отсутствие какого-либо из этих показателей позволяет с большой вероятностью определить, что это не обычай.
Таким образом, вполне очевидно, что национальные системы воспитания патриотизма имеют четко выраженные особенности, определяемые различиями в культуре, психических особенностях этноса, его национальных интересов, ценностей, этнической самооценкой и сознанием тождественности со своим этносом. Эти различия, ведущие порой к национальному изоляционизму у таких народов как цыгане, японцы или сепаратизму (курды, чечены, уйгуры и др.), объективно предполагают, что государство, их вмещающее, для обеспечения своей стабильности должно формулировать общегосударственную идеологию и ценности. Последние в таком случае являются общим вектором, определяющим направленность этнических и социально-групповых субидеологий и являющимся для них своеобразным эталоном. Обычаи, традиции, ритуалы - важные средства передачи этнических ценностей, включая патриотизм.
Педагогические заметки:
Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии
В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании». В чем сходство и разл ...
Понятие патриотического воспитания
С древнейших времен великие философы и педагоги уделяли проблеме патриотического воспитания значительное внимание. В учении Конфуция вместе с основными общечеловеческими ценностями наиболее значимыми являются любовь к стране, народу, семье, почитание старших, традиций. Концепция воспитания в Древне ...
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы
Интересны итоги БОУ-обсуждений курсантами значимости различных социально-педагогических условий эффективности воспитания патриотизма приводимые в таблице 3. Как видно из данных этих опросов воспитуемые считают наиболее важными социально-педагогическими условиями восприятия патриотического мировоззр ...