На стадии формирующего эксперимента были подобраны дидактические методы и приемы, направленные на эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР, с учетом особенностей детей класса, которые применялись в системе на протяжении 6 недель и дали положительные результаты, о чем свидетельствует проведенное контрольное исследование. В результате анализа данных исследования можно сделать вывод о том, что систематическое применение аппликации способствует эстетическому воспитанию младших школьников с ЗПР.
В соответствии с поставленными в начале работы задачами нами были рассмотрены история и современное понятие объекта исследования - эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.Мы выяснили, что этетическое воспитание определяется как система мер, которые направлены на совершенствование и выработку в человеке способности чувствовать, верно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
«Входные ворота», через которые ребенок воспринимает все многообразие звуков, форм и красок – сенсорный аппарат организма, сенсорная восприимчивость, развитие которой является незаменимым условием полноценной встречи человека с эстетическим объектом.
У детей с ЗПР в младшем школьном возрасте главными задачами развития эстетических чувств являются: формирование перцептивных способностей, системы сенсорных эталонов и умений их принимать самостоятельно в познавательной и практической деятельности.
В ходе исследования нами было выявлено, какие виды искусства благотворно влияют на развитие эстетических чувств у детей с ЗПР. Это: декоративное и изобразительное искусство, художественная литература, а так же предметная среда, которая окружает ребенка и, конечно же, природа.
Аппликация – это декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности, который является одним из любимейших видов изобразительной деятельности и эффективным средством развития эстетических чувств у учащихся.
При занятии аппликацией развивается восприятие детей (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, восприятие времени и пространства), развивается зрительно-моторная координация и система перцептивных действий, межсенсорные связи.
Задачи развития эстетических чувств у детей с ЗПР нужно реализовывать последовательно и поэтапно, при постепенном усложнении технических приемов и способов изображения, что и находит отражение в содержании обучения аппликации младших школьников с ЗПР.
Исходя из поставленной в начале исследования цели, мы решили следующие задачи:
- рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР;
- изучили особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР и характеристику типичных нарушений;
- изучили основы эстетического воспитания младших школьников с ЗПР средствами аппликации;
- проанализировали уровень эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.
Таким образом, цель исследования выполнена, гипотеза доказана.
Педагогические заметки:
Нормативно-правовая основа реализации ПНП на территории
муниципального образования г. Южно- Сахалинска
школьное образование муниципальный Национальный проект «Образование» В целях реализации проекта на территории области утвержден региональный сетевой план-график основных мероприятий на 2012 год. По направлению «Модернизация системы дошкольного образования» реализуется долгосрочная целевая программа ...
Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки
старшеклассников
Личностная приспособленность как интраперсональный коррелят социально-психологической адаптированности (интегрированности). Характерной психологической чертой раннего юношеского возраста является переживание развивающейся личностью кризиса идентичности. Последний приобретает особую актуальность в и ...
Условия и пути организации творческой деятельности учащихся
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...