Система ценностей и ее трансформации в современной России

Информация о педагогике » Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях » Система ценностей и ее трансформации в современной России

Страница 2

По мнению Б.С.Братуся, человек сейчас находится в состоянии, которое очень сложно опредметить, то есть человек знает, что чего-то хочет, но не знает чего, а среди имеющегося не может подобрать нужного, поэтому идет процесс подбора нужной модели.

Если взрослые не отдают отчета в том, что сейчас происходит, то вправе ли мы что-то спрашивать с детей?

Считается, что ценности, доминирующие в обществе, являются главным элементом культуры, причем целостные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни - в меняющихся условиях, которые и влияют на личность и изменения в обществе. Таким образом, через анализ ценностей можно увидеть изменения, происходящие в культуре личности в ответ на исторические и социальные перемены.

Нами было проведено исследование, в котором осуществлялся сопоставительный анализ ценностей современной молодежи и молодежи 70-х годов прошлого века. В качестве респондентов выступили старшие школьники (старший подростковый - ранний юношеский возраст) и взрослые 40 - 45 лет, чье взросление происходило в советский период (70-е годы). Респондентам был предложен ряд методик (тест Рокича, «Четыре вопроса» Н.Я.Болынуновой, МавМев! и др.), направленных на выявление системы значимых для человека ценностей. Причем взрослым дополнительно давалось задание ответить на вопросы предлагаемых методик так, как они, предположительно, ответили на них в 14 - 16 лет.

При использовании методики Рокича стандартный список терминальных ценностей был дополнен следующими: богатство, материальная обеспеченность, экономическая независимость, предприимчивость. Анализ данных позволил установить влияние новых социально-экономических и социокультурных условий на изменение характера ценностей индивида. Установлено, что в иерархии ценностей современной молодежи доминируют такие, как здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья. Среди средств достижения жизненных целей ведущими являются твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образование. Эти данные свидетельствуют о появлении нового типа личности, характеризующейся индивидуалистической ориентацией на личностные и экономические ценности.

Сравнение с данными опросов, проводимых в 70-х годах прошлого века, позволяет утверждать, что изменения выразились, прежде всего, в усилении ориентации на себя (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно) и снижении роли и значимости качеств, важных в контактах с другими людьми: чуткость, уважение, умение выслушать, понять.

Можно сказать, что в ряду ценностей современной молодежи наблюдаются серьезные изменения, затрагивающие ключевые основы русского национального характера. Если сопоставить ретроспективно выделяемые ценности (взрослая выборка) и ценности, указываемые современными старшеклассниками, то можно обнаружить тенденцию, выявленную ранее: молодые отвергают прежние ценности: коллективизм, уважение традиций, равенство. Значимой ценностью не является также творчество, уникальность, изобретательность, неповторимость. Есть основания ожидать, что изменение ценностей может повлечь за собой и изменение политики, которая будет опираться на то, что востребовано массовой культурой. Значит, все большее значение в жизни будут иметь деньги и власть, которую они будут давать, значит, мир станет более жестким и жестоким. Что касается ценностей культуры и человека, то их значимость, видимо, будет падать. Будет происходить психологическая адаптация к миру конкуренции.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Выбор и использование музыкального сопровождения на уроке физической культуры
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части – подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависим ...

Влияние театрально-художественной деятельности на развитие коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколени ...

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы
Опытно-экспериментальная работа по организации внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников (2-й класс) проводилась в период с сентября 2008 года по май 2009 года на базе Саломатинской средней школы. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста (1 ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru