2 – чем ты занимаешься сейчас помимо учебы и почему решил(а) этим заниматься? – выявляет соответствие интереса и выбранной деятельности, также мотив выбора.
2)
Анализ документации и интервью с воспитателями и некоторыми административными лицами.
Эта часть была нам необходима, чтобы определить спектр деятельностей, предоставляемых данными учреждениями своим воспитанникам. Основным вопросом интервью был:
Какой набор, специально организованной деятельности вы предоставляете своим воспитанникам?
Также была просмотрена документация о представленных видах деятельности.
В результате удалось выявить определенную закономерность в зависимости реализации интереса в деятельности от набора представленных деятельностей.
3) Исследование жесткости режима.
Как было сказано ранее, ограничение правилами и требованиями подчиняться формирует безынициативную личность, зависимую от других и нуждающуюся в контроле и опеке, ориентирующуюся на мнения других. С целью исследования жесткости режима мы наблюдали количество добровольных нарушений и количество договоров со взрослым, при необходимости изменения хода дня. С помощью этого мы сделали вывод о том, что принято в учреждении – возможность построить свой день по своему усмотрению или запрет любого нарушения режима. Причем в сравнении должен выясниться перевес одного из «правила». Перевес высчитывался как соотнощение договоров и нарушений.
Д – количество договоров
Н – количество нарушений
Соотношение было посчитано и полное, и за вычетом договоров поехать (пойти) домой или к родственникам на выходные.
Д(59) Д(Ж) Д-вых(59) Д-вых(Ж)
Н(59) Н(Ж) Н(59) Н(Ж)
4) Исследование личного пространства ребенка.
Наличие собственного пространства изучалось с помощью структурированного интервью, так как нас интересовало мнение самого ребенка о том, что принадлежит ему полностью, ведь именно из его мнения, знания и ощущения складывается чувство автономности, индивидуальности и самостоятельности (психологической основой которого является инициативность). Конечно, разным образом оно предоставляется взрослым, поэтому методика покажет и то, как ребенка обеспечивают собственным пространством, какие установки формируются у воспитанника. Интервью основывалось на двух вопросах:
1 – покажи, где находятся только твои вещи – исследовалось чувство собственности (в материальном смысле).
2 – как ты можешь распоряжаться своими вещами? – подтверждение мнения воспитанника о собственности.
На основе этого мы делаем вывод о наличии по-настоящему личного пространства, которое способствует развитию инициативной личности.
5) Исследование типа взаимодействия взрослого и воспитанника детского дома.
Из теоретической части видно, что для детских домов характерно образование отрицательных зависимостей, что воспитывает иждивенчество, беспомощность. Чтобы отследить каким образом предъявляет себя взрослый при обращении к нему подростка за помощью, мы регистрировали количество обращений «сделать за меня» и «помочь, направить, посоветовать». Были выявлены закономерности общения в течении недели.
Также мы посчитали соотношения двух случаев обращения в сравнении.
6) Исследование архитектуры учреждения.
Места, «где все друг друга слышат» просто названы и обозначено их наличие. Под этим понимаются общие комнаты, где есть возможность проявить инициативность, находясь в обществе сверстников и утвердиться в качестве инициатора, а также общественные организации.
В конце исследования было проведено сравнительное соотношение уровня инициативности и выраженности исследуемых условий.
После проведения методик были интерпретированы результаты и сделаны выводы.
В результате самооценки инициативности и самостоятельности были получены следующие результаты (Таблица №1).
В детском доме №59 из опрошенных десяти воспитанников:
4 подростка с низкой выраженностью и низкой генерализованностью инициативности и ответственности;
2 подростка с средней выраженностью и низкой генерализованностью;
1 подросток с низкой выраженностью и средней генерализованностью;
3 подростка с средней выраженностью и средней генерализованностью.
В железногорском детском доме из опрошенных десяти воспитанников:
1 подросток с низкой выраженностью и низкой генерализованностью;
1 подросток с средней выраженностью и низкой генерализованностью;
2 подростка с низкой выраженностью и средней генерализованностью;
2 подростка с средней выраженностью и средней генерализованностью;
3 подростка с высокой выраженностью и средней генерализованностью;
1 подросток с средней выраженностью и высокой генерализованностью.
Условно мы обозначили низким уровнем тот показатель, в котором оба параметра низкие, средним – в котором есть хотя бы один средний параметр и высоким – в котором есть хотя бы один высокий параметр.
Педагогические заметки:
Влияние театрально-художественной деятельности на развитие коммуникативных
качеств личности ребёнка дошкольника
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколени ...
Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших
школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек. Исследование включало в себя три этапа: 1 этап – констатирующий этап эксперимента; 2 этап – формирующий этап эксперимента; 3 э ...
Тематическое планирование на весь учебный год
Для чёткой и правильной организации учебного процесса, а также для подготовки урока производственного обучения, успешного использования средств обучения, для правильной организации материально-технического оснащения используется планирование производственного обучения. Мастер производственного обуч ...