Речь испытуемых стала более раскованной, дети с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста творчески подходили к решению заданий и не ограничивались простыми объяснениями, что было характерно на констатирующем этапе эксперимента. Изменилось поведение детей, подвергшихся формирующим воздействием. Они стали более внимательными и сосредоточенными, ориентируясь на выделение существенного в объектах и явлениях.
Несмотря на отмеченную ранее некоторую динамику в развитии мыслительных операций
дошкольников контрольной группы, качественных преобразований в их ответах мы не обнаружили.
Подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что специально созданные психолого-педагогические условия способствуют увеличению уровня мыслительных операций
у детей 6–7 лет с нарушениями зрения.
Таким образом, сравнительные данные экспериментальной и контрольной групп показывает целесообразность и эффективность использования предложенной системы педагогических мероприятий по развитию мыслительных операций
у детей 6–7 лет с нарушениями зрения в условиях специального (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, выполненное нами теоретико-прикладное исследование, посвященное изучению развития мыслительных операций
детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, позволило сделать следующие выводы:
1. Проблема развития мыслительных операций
в старшем дошкольном возрасте является актуальной. Психолого-педагогическая наука располагает данными о важных аспектах и свойствах мышления.
В данном исследовании отражены основные подходы к рассмотрению природы мышления, его механизмов, развития операций анализа и синтеза, обобщения и сравнения проанализированы психолого-педагогические условия, способствующие повышению продуктивности мыслительных операций
у детей старшего дошкольного возраста.
Вместе с тем изучение психолого-педагогический литературы показало, что в настоящее время остаются недостаточно изученными теоретические и экспериментальные аспекты проблемы выявления эффективных путей развития мыслительных операций
у детей 6–7 лет с нарушением зрения. Выше сказанное определило направление нашего исследования.
Анализ развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью показал, что мышление у них развивается по тем же законам, что и в норме. У них формируются такие же, как у детей в норме, виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое), действия (предметные, образные, умственные), операции и формы (понятия, суждения, умозаключения). Однако мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения присущи и специфические черты. Их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Мыслительные операции протекают мыслительных операций
со своеобразием. Наблюдаются фрагментарность анализа и синтеза, бессистемность, выражающаяся в беспорядочном рассмотрении предмета или его изображения, сравнение предметов по несущественным признакам.
2. Данное исследование на констатирующем этапе эксперимента показало возможность выделить среди этих детей следующие группы:
Педагогические заметки:
Работа по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в свете
теории речевой деятельности
Современная психологическая школа в объяснении психических процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь. Такая трактовка впервые в советской и мирово ...
Современные программы ДОУ о задачах обучения сюжетному рисованию
Все современные программы ДОУ уделяют большое значение развитию изобразительной деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства ...
Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках
русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...