– дети, у которых анализ объектов характеризовался полнотой (они выделяли в изображении значительное количество признаков) и многосторонностью, но был непланомерным и бессистемным.
– дети, у которых непланомерность анализа сочеталась с его односторонностью, в результате чего они выделяли в рассматриваемом объекте меньшее количество признаков, чем представители предыдущей группы.
– дети, которые не сразу понимали инструкцию. Анализ объектов при этом у них был односторонним, неполным, бессистемным.
3. Гипотеза о возможности эффективного развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения получила убедительное подтверждение.
После проведенной формирующей работы у детей произошли позитивные сдвиги: увеличилось количество выделяющихся в объекте признаков, характеризовали его с разных сторон, т.е. появилась многосторонность анализа и синтеза, также анализ объектов или их изображений стал более полным, причем не столько за счет увеличения количества называемых деталей, сколько за счет вычленения свойств объекта. Сопровождая практические действия с предметами, рассказом о получаемых результатах, производимый анализ был более подробным. Таким образом развитие мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения возможно при соблюдении следующих условий:
· индивидуального подхода;
· успешности психодиагностики;
· развития каждого процесса в отдельности и мышления в целом;
закрепление полученных результатов в деятельности 4. Проведенное нами исследование имеет прикладное значение. Сконструированная система работы может быть рекомендована педагогам и психологам специального (коррекционного) образовательного учреждения в целях развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения.
5. Выполненное исследование не исчерпывает решения проблемы выявления эффективных путей, условий и методов развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения и имеет дальнейшие перспективы теоретической и экспериментальной разработки ряда ее аспектов, в частности, возможности преодоления неравномерности в развитии анализа и синтеза и установление соответствия между ними, также обучения детей более сложному, детальному анализу объекта, и сравнение его по существенным признакам.
Педагогические заметки:
Чтение как средство обучения
Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным средством обучения. Его положительная роль особенно ощутима в овладении языковым материалом: мнемическая деятельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и но ...
Особенности развития ребёнка на рубеже дошкольного возраста и младшего школьного
возраста
Граница старшего дошкольного возраста, совпадающая с периодом обучения в начальной школе, устанавливается в настоящее время с 6-7 лет. Поэтому мы в данном параграфе рассмотрим особенности развития ребенка в данный возрастной период. В этот период происходит дальнейшее физическое и психологическое р ...
Основные формы организации досуга
Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных з ...