Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду

Информация о педагогике » Педагогические основы организации занятий в малокомплектных детских садах » Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду

Страница 2

Обеспечение одновременной активности детей разного возраста в процессе обучения является следующим условием эффективного проведения общих занятий, рационального использования каждой минуты времени, отведенного для обучения. Многое зависит от того, как начинается занятие. В зависимости от возрастного состава детей и характера программного содержания это можно сделать по-разному: одновременно со всеми подгруппами или по подгруппам, начиная с детей более старшего возраста.

Сразу со всеми детьми начинают большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки, общая дидактическая игра "Чудесный мешочек" и др.). Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода занятия очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях (чтение и рассказывание педагога, рассказывание детей по картинке и др.) воспитатель в двух-трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем послушать его рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей). На других занятиях (чаще всего по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям) при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с малышей. Хорошо, если указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.

Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми (по истечении 10-15 минут) заканчивают младшие, затем через 5-10 минут завершают работу средние и старшие.

В тех случаях, когда на общем занятии предусматриваются разные темы для возрастных подгрупп, а также, если при общей теме младшие дети нуждаются в длительном, подробном объяснении. Продуктивными деятельностями называются рисование, лепка, конструирование и др., в результате которых получается материальный продукт в виде рисунка, поделки из глины, постройки.

Если такое занятие хорошо продумано и все заранее приготовлено, оно проходит спокойно и организованно. Дети 5-7 лет обладают довольно прочными навыками учебной деятельности, и, получив задание, они сразу приступают к самостоятельной работе, не мешая воспитателю объяснять задание младшим. Такая организация оправдывает себя не только на занятиях со всеми детьми, которые обычно бывают первыми в утреннее время, но и на некоторых вторых занятиях (по рисованию, конструированию) со средними и старшими детьми. Например, после перерыва к занятию по рисованию привлекаются вначале только старшие дети, которые получают новый материал, а через 5-7 минут в занятие включаются дети среднего возраста и со всеми проводится дидактическая игра или упражнение. Такие занятия заканчиваются почти одновременно, и, как правило, для детей каждого возраста удается обеспечить нужную дозировку длительности занятия.

Для успешного обучения детей разного возраста в условиях совместного занятия очень важно правильно руководить их деятельностью после обучающих указаний, обеспечивать активность всей группы и каждого ребенка в отдельности на протяжении всего занятия. Особенно это необходимо на занятиях, на которых усвоение знаний происходит главным образом в процессе речевой деятельности, наблюдения и слушания, без опоры на практические действия детей.

Важное значение в организации учебной деятельности детей разного возраста на совместных занятиях имеет постановка воспитателем общих заданий всей группе, но разной степени сложности для возрастных подгрупп. В зависимости от характера занятий и возрастного состава группы это достигается разными путями. На занятиях по ознакомлению детей с общим для всех объектом - предметом, явлением или его изображением - это практически выглядит так: на всем протяжении занятия воспитатель работает со всеми детьми, привлекая к ответам и действиям младших, средних и старших .

На занятии дети рассматривают фрукты и овощи. На вопрос, обращенный ко всей группе: "Что это?" - педагог спрашивает трехлетнего ребенка. Тот отвечает: "Помидор". О форме и цвете помидора отвечают 4-5-летние дети. На вопрос: "Всегда ли помидор красный? Какой помидор бывает красным? А какой зеленым?" - отвечают дети б-7 лет: "Спелый", "Несозревший". Действуя, таким образом, педагог естественно поддерживает активность всех детей и дифференцирует при этом степень умственной нагрузки в соответствии с возрастом: малыши при ответах опираются на конкретные знания, восприятие предмета, старшие демонстрируют понимание закономерности, например, между окраской и степенью зрелости овоща (программа ознакомления с природой предусматривает установление детьми такого рода связей).

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи
Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, логической основой которого являются «каузальные (причинно-следственные) отношения между явлениями (на основе умозаключения)», с функцией обоснования признака, действия, оценочного состояния, возможности, долженствования, необходимости . Функция рассу ...

Особенности использования метода проекта для формирования речевых умений школьников
Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понят ...

Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов
дезадаптация социальный подросток педагог Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения рав ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru