Если предметом речевой деятельности является мысль, чувство, то понятно, насколько важно помогать детям всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления, наблюдения, обобщения. Если ученикам нечего сказать, нечем поделиться, то никакая языковая подготовка не обеспечит появление интересных высказываний, а следовательно, не обеспечит интересного общения.
Занимает свое место в общей системе совершенствования речевой деятельности школьников и работы над единицами языка:
Во-первых, мы должны стремиться упорядочить представление детей о языковых средствах, находящихся в их распоряжении, расширить арсенал этих средств, помочь овладеть правилами их конструирования, а во-вторых необходимо обучить школьников умелому использованию единиц языка в процессе общения с учетом его задач, условий и адресаты. Иначе говоря, следует изучать язык как средство, с помощью которого выражаются мысли, и вместе с тем, обучая использованию этого средства, совершенствовать те способы выражения мысли, которыми ученик уже владеет. Таким образом, работы над языком и речью, включается в общее содержание подготовки, направленной на обогащение речевой деятельности учащихся.
Мы должны научить школьников заботиться о конечном продукте и результате речевой деятельности, т.е. научить, во-первых, созданию текста, его совершенствованию с точки зрения логики развития мысли, лучшего донесения ее до адресата, а во-вторых, пониманию высказываний.
Таким образом, выявление психологических характеристик речевой деятельности позволяет сделать третий методический вывод, важный ля организации речевой подготовки учащихся:
Чтобы совершенствования собственно речевой деятельности младших школьников проходило успешно, нужны параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений:
а) над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать, и т.д. мысли и чувства, возникающие у детей, - это потенциальные предметы их речевой деятельности;
б) над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования, над обогащением арсенала средств, используемых детьми;
в) над умением выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формировать мысли;
г) над умением выбирать содержание для высказывания и организовать его в соответствии с замыслом;
д) над пониманием значимости всех элементов "чужого" текста (отбора сведений, и последовательности, группировки, использованных языковых средств), а также над умением извлекать из каждого элемента соответствующий смысл.
Названные М.С. Соловейчик направления учебной работы – это еще не само обучение речевой деятельности, а лишь необходимая база для того, чтобы подлинное совершенствование речевой деятельности школьников стало возможным.
Поскольку речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия высказывания, она может быть охарактеризована и с точки зрения тех этапов, по которым этот процесс развертывается.
"В любой деятельности, - пишет А.А. Леонтьев, - моно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа:
а) этап ориентировка в условиях деятельности;
б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;
в) этап осуществления (реализации) этого плана;
г) этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному.
По этим же этапам осуществляется и речевая деятельность. Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и оттачивать, а иногда и корректировать действия на каждом из них.
Еще раз обратимся к психологам, занимающимися проблемами речевой деятельности.
А.А. Леонтьев пишет: "Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое- либо из звеньев речевого акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным.
Названные умения можно считать базовыми – их формирование и совершенствование должно привести в целом к совершенствованию речевой деятельности младших школьников.
Таким образом, анализ этапов развертывания любой деятельности, в том числе и речевой, позволяет сформировать четвертый методический вывод:
Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:
Педагогические заметки:
Общие вопросы организации музыкального сопровождения
Музыкальное сопровождение занятий физической культурой – это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных задач. Важно подчеркнуть, что на сов ...
Организация обучения детей разного возраста
Формой организации обучения детей в малокомплектных детских садах являются однотемные занятия с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. Основное преимущество такой формы организации занятий перед другими формами (по подгруппам; со всеми детьми одновременно, но в разных для к ...
Организация и методическое обеспечение факультатива «Декорирование окон»
Правильная организация рабочего места во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. При организации рабочего места мастера производственного обучения должны ...