Результаты выражены в 3-х бальной системе, где высокий уровень – 3 балла за выполнение задания, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. Данные таблицы свидетельствуют о равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между учащимися по уровню развития мыслительной деятельности у учащихся старших классов на уроках математики примерно одинаково.
Результаты выполнения тестовых заданий учащимися старших классов на уроках математики (констатирующий эксперимент).
Таблица 2
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание | |
Контр. группа Эксп группа |
53% 60% |
53% 50% |
70% 43% |
43% 56% |
53% 60% |
Для наглядности данные таблицы представлены в виде диаграмм:
Диаграмма 1 - Результаты выполнения тестовых заданий учащимися старших классов на уроках математики (констатирующий эксперимент)
Можно сделать вывод, что учащиеся обоих групп находились примерно на одном уровне развития мыслительной деятельности. Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные активности учащихся экспериментальной и контрольной групп. Для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов решения тестовых заданий.
Цель проведения формирующего эксперимента - целенаправленная работа по активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.
С учащимися экспериментальной группы проводились занятия, направленные на активизацию мыслительной деятельности. В качестве метода активизации мыслительной деятельности старших школьников выбран метод решения текстовых задач, который проводится в виде систематических занятий, в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению развитию мыслительной активности учащихся. Проводимые нами занятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней:
- учащимся предлагалась проблемная ситуация решения задачи. Вместе с учащимися преподаватель разбирал ее особенности и различные возможности действия в ней.
- самостоятельная деятельность учащихся. На этом этапе учащиеся сами искали возможности действия в ситуации, выбирали один способ решения задачи и использовали его.
- совместный анализ. Преподаватель вместе с учащимися разбирал способы решения задач, ставил вопросы перед учащимися.
- стимулирование учащихся к поиску новых возможностей в задаче. Проведенный анализ различных способов решения позволял учащимся воспользоваться новой возможностью решения задачи.
На протяжении четырех месяцев, сентябрь-декабрь три раза в неделю с экспериментальной группой учащихся, помимо программных занятий было проведено 40 занятий, направленные на активизацию мыслительной деятельности на уроках математики.
Методика обучения решению текстовых задач
В методике работы по решению задач существуют определенные этапы. Сначала идет подготовка к введению задач нового вида, которая сводится к выполнению специальных упражнений, предусмотренных в учебнике или составленные учителем. Далее идет ознакомление с решением задач нового вида: под руководством учителя, с большей или меньшей долей самостоятельности, ученики решают задачу или несколько задач. В дальнейшем ведется работа по совершенствованию умения решать задачи рассмотренного вида. Как правило, на этом этапе ученики решают задачи самостоятельно устно или с записью решения, при этом используют различные формы записи: отдельными действиями с пояснением в утвердительной или вопросительной форме, а также без пояснений, в виде выражения. Здесь также эффективны различные упражнения текстового характера. Очень важно научить учащихся выполнять проверку решения задач новых видов и чаще побуждать их проверять решения. Сообразуясь с целями работы, следует каждый раз подбирать соответствующую форму организации занятий: продумать, будут ли учащиеся решать задачи индивидуально или объединяться группами (парами, тройками или по-другому).
Педагогические заметки:
Обоснование изучения рассуждения как средства формирования коммуникативной
компетенции учащихся на уроках русского языка
Работа над текстами типа рассуждения во многом способствует развитию логического мышления на уроках русского языка. Данные тексты являются эффективным средством развития коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждения лежит умозаключение в фо ...
Методика изучения арифметических действий по программе "Школа-2100"
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматри ...
Содержание и методика занятий по трудовому обучению в
специальных дошкольных учреждениях
Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений. В о ...