Итак, нельзя допустить, чтобы игра превратилась в самоцель и из обучающей стала игрой – развлечением. Чтобы этого не случилось, надо заранее детально продумать, чтобы вызванная её ходом увлечённость была направлена на практическое овладение языком.
Концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятельности. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Обучение монологической речи происходит во взаимодействии с другими видами речи – чтением, слушанием, диалогической речью.
Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и выражений. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
а). Анализ проведения игр.
В данном эксперименте мы использовали игры для обучения говорению. В их основе лежит пересказ, описание иллюстраций, составление или воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, таблиц, чертежей, рисунков, схем. По способу и характеру организации игры для обучения говорению (как, впрочем, и другие речевые игры) могут подразделяться на игры с текстом, функциональные (на доске), взаимодействия (с обменом информацией), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования.
В ходе практики были проведены следующие игры: «Опиши картину», «Кто следующий?», «Попробуй, расскажи!», «Эстафета», «От фразы к фразе», «Снежный ком», «Запомни и повтори», «Лексическая игра», «Отгадай-ка!». Данные игры мы адаптировали к изучаемым темам («L’amour de la nature.», «Connaissez-vous les explorateurs celebres?»), используя материалы УМК «Mon Guide de Francais» для 10-11 классов. Все эти игры использовались на этапе развития умения построить высказывание в монологической форме, то есть на завершающих этапах овладения иноязычным общением. Лексико-грамматический материал по теме уже был закреплён ранее, так , что ученики могли свободно его использовать в своей речи.
«Опиши картину».
Цель: построить коллективный монолог по предложенной иллюстрации.
Форма работы: групповая.
Тема: «L’amour de la nature».
Участники делятся на две команды, распределяют между собой (внутри каждой группы) очерёдность ответов. Ученикам предлагается иллюстрация (в нашем случае – несколько фотографий на форзаце учебника). Каждой команде поочерёдно предоставляется право произнести одно предложение. Участвовать должен каждый член группы. Обязательное условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, чьё предложение будет последним.
«Кто следующий?»
Цель: проверить понимание прочитанного текста , умение пересказать текст, используя новую лексику.
Тема: «Connaissez-vous les explorateurs celebres?».
Материал: текст «Alain Bombard», набор карточек со словами и фразами из текста.
Предварительно прочитать и перевести текст, выписать, перевести и отработать незнакомую лексику. Каждому ученику выдаётся карточка со словами и фразами из текста. Учитель зачитывает начало текста, ученики следят за логикой изложения, так как каждый должен определить своё место в повествовании и пересказать ту часть текста, к которой подходит его карточка. Учитель следит за ходом изложения, а в конце подводит итоги и ставит оценки.
Педагогические заметки:
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в т ...
Приёмы развития речевого дыхания
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: 1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). 2) Формирование длительного фонационного выдоха. 3) Формирование речево ...
Норма времени на пошив изделий
Нормирование учебных работ производственного обучения формирует у учащихся ответственное отношение к выполняемой работе, вырабатывает дисциплину, так как устанавливаются определённые временные критерии на пошив изделий. В подготовительном периоде время выполнения, как правило, не нормируются, но на ...