Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 4

Вторая группа - старшие дошкольники, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности. Эта группа наиболее разнородна и включала в себя несколько подгрупп. Рассмотрим их.

Дети, испытывающие затруднения в овладении общетрудовыми умениями. Эти дети в начале обучения показывали низкие результаты, медленно усваивали материал, нуждались в разнообразной помощи при ориентировке в задании и планировании.

Сложность ориентировочной деятельности выражается в том, что дети не могли разобраться в конструкции изделий, не обращали внимания на их малозаметные, но важные особенности, затруднялись сформулировать признаки, если наш вопрос не содержал подсказки. Характер практической деятельности этих детей свидетельствовал о расплывчатости сложившегося у них образа изделия и о попытках дополнить свое представление о нем. Даже разобравшись с нашей помощью в конструкции поделки, дети этой подгруппы при практическом выполнении могли допустить ошибки. Характерны для этих дошкольников значительные трудности в пространственной ориентировке. Они долго путали понятия "вправо-влево", не понимали и не запоминали многокомпонентные пространственные характеристики (верхний правый угол), не ориентировались на листе бумаги.

Дошкольники не могли представить последовательности выполнения изделия, поэтому при планировании ближайшей операции имели место повторы, пропуски и перестановка приемов, стремление назвать любой из них нейтральным словом "делать". Недостаточное понимание логики работы отражается на деятельности во время изготовления объектов.

Для дошкольников характерны действия путем проб и ошибок, причем количество ошибок возрастало с усложнением задания. Все же эти дети имели достаточно сохранную двигательную сферу и удовлетворительную работоспособность, что выражалось в незначительной утомляемости на занятиях. Разобравшись в логике изготовления поделки, дошкольники действовали правильно или с незначительными ошибками. Их словесные отчеты говорят об осознанности производимых действий.

Работа с предметно-операционными планами свидетельствовала о недостаточной способности дошкольников этой подгруппы к анализу и обобщению. Дети нуждались в помощи, чтобы выбрать соответствующий полуфабрикат изделия, сравнить отдельные карточки.

Этим дошкольникам, помимо фронтальных, были необходимы дополнительные разъяснения для понимания и запоминания последовательности действий.

В процессе обучения улучшалась ориентировочная деятельность, хотя увеличение полноты анализа шло в основном за счет перечисления большого числа деталей, материалов и инструментов; пространственные же характеристики упоминались редко. Планы понемногу становились полнее, меньше встречалось повторов и перестановок.

Несмотря на трудности в усвоении материала, дети приобретенных знаний не теряли, а могли применить их при выполнении аналогичного и нового несложного задания.

Некоторые дошкольники, затруднялись в овладении двигательными трудовыми приемами. Причины затруднений заключалась в существенных нарушениях двигательной сферы, которые в большинстве случаев представляли собой последствия детского церебрального паралича.

Для детей был характерен замедленный темп овладения двигательными трудовыми приемами; они медленно выполняли любые действия, поскольку им трудно изменить положение и в то же время нелегко сохранить заданную рабочую позу. Повышение темпа работы приводило к ухудшению результатов. Более отчетливо, чем у остальных дошкольников, проявлялось у них неумение организовать свою деятельность. Им свойственны недостаточная координированность, особенно тонких движений пальцев, а также наличие ненужных и неравномерных движений, излишняя резкость, неумение распределить мышечные усилия.

Указанные нарушения компенсировались медленно, однако дети делали заметные успехи в овладении двигательными умениями благодаря тому, что понимали логику выполнения приема и запоминали порядок действий. При фронтальном объяснении они внимательно слушали, но нуждались в дополнительной помощи при осуществлении двигательной программы приема. Кроме того. дошкольники этой подгруппы отличались положительным отношением к труду и устойчивой работоспособностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем « комплексные возможности ученика в совершении дея ...

Подготовка мастера уроку
В ходе подготовки к уроку мастер анализирует итоги предыдущих занятий, на основе этого уточняется содержание, тема и цель предстоящего урока. Тема определяет общее название той части учебного материала, который будет изучаться на уроке, т.е. "что изучается", а цель урока - "для чего ...

Динамика результатов исследования по итогам реализации программы
После проведения программы мы провели повторное исследование по методикам: Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru