Вторая группа - старшие дошкольники, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности. Эта группа наиболее разнородна и включала в себя несколько подгрупп. Рассмотрим их.
Дети, испытывающие затруднения в овладении общетрудовыми умениями. Эти дети в начале обучения показывали низкие результаты, медленно усваивали материал, нуждались в разнообразной помощи при ориентировке в задании и планировании.
Сложность ориентировочной деятельности выражается в том, что дети не могли разобраться в конструкции изделий, не обращали внимания на их малозаметные, но важные особенности, затруднялись сформулировать признаки, если наш вопрос не содержал подсказки. Характер практической деятельности этих детей свидетельствовал о расплывчатости сложившегося у них образа изделия и о попытках дополнить свое представление о нем. Даже разобравшись с нашей помощью в конструкции поделки, дети этой подгруппы при практическом выполнении могли допустить ошибки. Характерны для этих дошкольников значительные трудности в пространственной ориентировке. Они долго путали понятия "вправо-влево", не понимали и не запоминали многокомпонентные пространственные характеристики (верхний правый угол), не ориентировались на листе бумаги.
Дошкольники не могли представить последовательности выполнения изделия, поэтому при планировании ближайшей операции имели место повторы, пропуски и перестановка приемов, стремление назвать любой из них нейтральным словом "делать". Недостаточное понимание логики работы отражается на деятельности во время изготовления объектов.
Для дошкольников характерны действия путем проб и ошибок, причем количество ошибок возрастало с усложнением задания. Все же эти дети имели достаточно сохранную двигательную сферу и удовлетворительную работоспособность, что выражалось в незначительной утомляемости на занятиях. Разобравшись в логике изготовления поделки, дошкольники действовали правильно или с незначительными ошибками. Их словесные отчеты говорят об осознанности производимых действий.
Работа с предметно-операционными планами свидетельствовала о недостаточной способности дошкольников этой подгруппы к анализу и обобщению. Дети нуждались в помощи, чтобы выбрать соответствующий полуфабрикат изделия, сравнить отдельные карточки.
Этим дошкольникам, помимо фронтальных, были необходимы дополнительные разъяснения для понимания и запоминания последовательности действий.
В процессе обучения улучшалась ориентировочная деятельность, хотя увеличение полноты анализа шло в основном за счет перечисления большого числа деталей, материалов и инструментов; пространственные же характеристики упоминались редко. Планы понемногу становились полнее, меньше встречалось повторов и перестановок.
Несмотря на трудности в усвоении материала, дети приобретенных знаний не теряли, а могли применить их при выполнении аналогичного и нового несложного задания.
Некоторые дошкольники, затруднялись в овладении двигательными трудовыми приемами. Причины затруднений заключалась в существенных нарушениях двигательной сферы, которые в большинстве случаев представляли собой последствия детского церебрального паралича.
Для детей был характерен замедленный темп овладения двигательными трудовыми приемами; они медленно выполняли любые действия, поскольку им трудно изменить положение и в то же время нелегко сохранить заданную рабочую позу. Повышение темпа работы приводило к ухудшению результатов. Более отчетливо, чем у остальных дошкольников, проявлялось у них неумение организовать свою деятельность. Им свойственны недостаточная координированность, особенно тонких движений пальцев, а также наличие ненужных и неравномерных движений, излишняя резкость, неумение распределить мышечные усилия.
Указанные нарушения компенсировались медленно, однако дети делали заметные успехи в овладении двигательными умениями благодаря тому, что понимали логику выполнения приема и запоминали порядок действий. При фронтальном объяснении они внимательно слушали, но нуждались в дополнительной помощи при осуществлении двигательной программы приема. Кроме того. дошкольники этой подгруппы отличались положительным отношением к труду и устойчивой работоспособностью.
Педагогические заметки:
Воспитание как процесс формирования системы отношений человека к миру
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практическ ...
Личностно-ориентированные педагогические технологии
Разработка теории личностно-развивающего обучения связана, прежде всего, с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех принципах, которые ориентируют только на психическое развитие челове ...
Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую
деятельность»
Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах. В главе 1 (пу ...