Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 2

На этапе планирования предстоящей работы мы обратили внимание на следующее:

характер затруднений при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана);

особенности составления предварительного плана на изготовление аналогичного или относительно нового изделия;

реакцию ученика на разные виды помощи (активизация внимания, дополнительные вопросы, применение предметно-операционных и графических планов и др.);

темп овладения умением предварительно планировать ход работы над изделием.

Во время практической работы и осуществления итогового самоконтроля мы отмечали:

трудности в проведении сравнения неоконченной или выполненной работы с образцом, полуфабрикатом предметно-операционного или частью графического плана;

затруднения в установлении причинно-следственной зависимости между действием и результатом в ходе работы и объяснении причины ошибок по окончании ее;

умение использовать различные способы контроля (глазомерный, инструментальный - с помощью мерочки, линейки, наложением);

реакцию на разного вида помощь (активизация внимания, побуждение к сравнению, инструктирование, показ способов контроля);

темп овладения умением осуществлять текущий и заключительный самоконтроль на глаз и с помощью измерительных инструментов.

При формировании двигательных трудовых приемов мы также выделили для наблюдений несколько параметров:

правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);

понимание фронтального объяснения приема;

реакция на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместное выполнение приема);

темп овладения приемом;

прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);

качественный результат выполнения приема.

Наблюдая, как изменялась деятельность детей при той или иной организации занятия, мы отметили, что помогает им выполнить задание, что остается непонятным. Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируя задания, нами намечались пути и приемы работы с конкретными детьми.

Мы проследили, как дети применяли приобретенные знания и умения при изготовлении нового простого или сложного изделия, насколько адекватно использовали приобретенный опыт.

Информацию о состоянии трудовой деятельности дошкольников мы получили на основании анализа готовых работ и сравнения полученных данных с наблюдениями на занятии. Правильно выполненная работа свидетельствовала о достаточно четко сформированном образе изделия и о точности контрольных операций. Ошибки в готовых работах зависили от ряда причин. Мы их устанавливали, проанализировав деятельность ребенка на занятии. Например, в готовом изделии отмечены ошибки на пространственное размещение деталей. При разборе образца ребенок затруднялся назвать пространственные характеристики предмета и смог это сделать только с помощью вопроса, содержащего в себе ответ. Если такая картина повторялась неоднократно, можно предположить, что, у этого ребенка серьезные затруднения при ориентировке в пространстве.

Рассмотрим другой пример. Ребенок правильно отвечал на этапах ориентировки в задании и планировании, умел находить ошибки в своей работе, а изделие выглядело неаккуратно, детали приклеены криво, вырезаны неровно. Темп движений ученика замедлен - если его торопили, то работа была хуже, хотя ребенок старался. Эти факты говорят о наличии локальных нарушений двигательной сферы, что также могут подтвердить наблюдения на занятиях физкультуры и рисования.

Сравнение материалов, полученных из наблюдений на занятиях по различным учебным предметам, дало возможность дополнить характеристику каждого старшего дошкольника. В качестве сопоставляемых показателей выступали следующие: понимание материала при фронтальном объяснении; умение обобщить полученные знания и применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в самостоятельной работе; восприимчивость к помощи. Кроме этого, обращали внимание на правильность выполнения движений на занятиях физкультуры, на четкость записей и графические умения, на пространственную ориентировку в комнате и на улице. Эти показатели являлись основными, они позволяют выявить тех детей, которые нуждаются в дифференцированном подходе и служат критериями для отнесения их к той или иной группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Информатизация образования: плюсы и минусы
Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многи ...

Личностно-ориентированные педагогические технологии
Разработка теории личностно-развивающего обучения связана, прежде всего, с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех принципах, кото­рые ориентируют только на психическое развитие челове ...

Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru