Экспериментальные исследования показали, что очень быстро выделялись группы дошкольников, одни из которых не испытывали серьезных трудностей при выполнении заданий, другие затруднялись в разной степени. Из числа последних определенная часть справлялась с работой с нашей помощью и усваивала программный материал; другая часть испытывала серьезные трудности в результате нарушений двигательной сферы, недостаточности ориентировочной и планирующей деятельности или сниженной работоспособности и крайне незначительно продвигалась в обучении.
Деление дошкольников на группы целесообразно лишь после проведенного обследования. Это связано с тем, что после летнего отдыха дети приходят в дошкольное образовательное учреждение с разным уровнем возможностей. Период адаптации к учебной и трудовой деятельности протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде обучения всем дошкольникам свойствен очень низкий уровень самостоятельности, все они нуждаются в помощи. Результаты выполнения ими заданий нередко зависят от незначительных факторов (ребенок хочет домой, его обидели). Поэтому один и тот же ученик может по-разному выполнять одинаковые по сложности задания. Обучение старших дошкольников трудовым умениям и изучение их на протяжении года дают педагогу возможность составить полное и четкое представление о развитии каждого ученика, об испытываемых им трудностях и наметить пути дальнейшей работы.
К окончанию обследования дошкольников можно условно разделить на три группы, состав которых по мере обучения меняется: постепенно растет число детей, сравнительно успешно занимающихся на занятиях труда.
Дадим характеристику каждой группе.
Первая группа - дошкольники, успешно овладевающие трудом при фронтальном обучении. Эти дошкольники с известной долей самостоятельности могут ориентироваться в задании и выполнять изделия, в основном совпадающие с образцом. При планировании ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана они способны правильно выбрать соответствующий полуфабрикат и четко сформулировать пункт плана. Ответы этих детей начинают заметно отличаться от высказываний остальных дошкольников полнотой и логичностью называемых действий, пропуски операций и повторы редки. Исполнительская деятельность и отчеты говорят об осознании ими порядка работы.
Большинство дошкольников, отнесенных к первой группе, неплохо понимали и запоминали фронтальное объяснение, самостоятельно или с незначительной помощью (побуждение, организация сравнения) могут разобраться в конструкции нового изделия и учесть его свойства при планировании и в практической работе. Остальные эпизодически нуждались определенной помощи при нахождении той или иной особенности изготавливаемого предмета, но их умение ориентироваться в задании и планировать ход работы развивалось успешно. Изделия, близкие по конструкции и последовательности действий, они выполняли чаще всего самостоятельно и правильно.
Дошкольники, составившие первую группу, овладели относительно высокой способностью к анализу и обобщению. Так, они могут из суммы полученных знаний выбрать нужные и применять их адекватно заданию. Кроме того, группа отличается более высоким уровнем умственного развития и темпом овладения двигательными приемами.
Работоспособность дошкольников первой группы чаще всего высокая или устойчиво средняя. Они менее других уставали и могли преодолеть возникшее утомление.
Группа по своему составу неоднородна. Большинство детей с самого начала успешно и равномерно продвигались в обучении. Среди них были такие, которые вначале требовали определенной помощи, недостаточно полно усваивали фронтальное объяснение, но, научившись, свои знания и умения не теряли, могли применить их при выполнении относительно нового задания.
К первой группе принадлежали также дошкольники, обучавшиеся неравномерно, дающие то высокие, то низкие результаты, особенно тогда, когда требуется проявить самостоятельность. Они отличались нерешительностью, эмоциональной неуравновешенностью, причиной чего мог быть церебрастенический синдром или психопатоподобное поведение. Несмотря на указанные недостатки, этих дошкольников по темпу продвижения, по реакции на помощь можно отнести к категории благополучных детей.
Педагогические заметки:
Типы дыхания
Верхнее дыхание известно также под названием «ключичного»; или «клавикулярного». Участвует только верхняя часть легких, при вдохе поднимаются ребра, ключицы и плечи. Люди, страдающие астмой, одышкой, носящие тугие пояса, обычно прибегают к верхнему дыханию. Его можно преднамеренно вызвать, втянув ж ...
Планирование занятий по изобразительной деятельности
в малокомплектном детском саду
Рисование "Городецкие узоры" Цель занятия. Познакомить с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, расширять представление о художественных особенностях городецкой росписи. Развивать эстетическое ...
Система развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка
с использованием наглядности
Стратегия развития ПИ к урокам русского языка в том, чтобы поддерживать необходимую для них эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока русского языка. Именно умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия позволяют достичь определённого результата в проце ...