Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 5

Усвоив прием, дети в дальнейшем работали правильно, могли применить его при выполнении нового изделия.

Дошкольники с нарушением работоспособности. Эту подгруппу составляли дети, у которых нарушения работоспособности сочетаются с относительно успешным овладением общетрудовыми и двигательными умениями. Снижение работоспособности на занятиях трудом у них проявлялось неодинаково. Одни работали старательно, были заинтересованы в получении хороших результатов, положительно относились к занятиям. Замедление темпа и ухудшение качества работы наблюдались у них во второй половине занятия. Дети жаловались на усталость, головную боль, но работу не прекращали, переживали, если поделка получилась плохо. Эти дети, как правило, отстают от сверстников в физическом развитии; у них обнаруживается астенический синдром.

Другая часть детей работает на занятиях неровно, может показывать то высокие, то низкие результаты, вплоть до прекращения действий. Такая неравномерность вызвана низким уровнем мотивации, быстрым наступлением утомления. Если дети заинтересуются работой, то смогут выполнить изделие хорошо, несмотря на постепенное снижение темпа. Для них характерны раздражительность, склонность к конфликтам. У некоторых дошкольников низкая работоспособность объясняется отсутствием положительного отношения к труду вообще. У них не замечается утомления, физическое состояние без отклонений, но дети с нежеланием относятся к работе, делают ее кое-как, бросают не окончив, т. е. нуждаются в постоянном стимулировании. Работоспособность у этой части детей повышается медленно. Основным условием является формирование положительного отношения к труду.

Дети, испытывающие трудности в овладении одной стороной трудовой деятельности, более успешно справляются с ней, чем те, у которых нарушены два ее компонента. Они лучше поддаются педагогическому воздействию и имеют большие возможности в трудовом обучении. Как правило, к ним мы подбирали дифференцированный подход на различных этапах работы с новым или сложным заданием.

Те дошкольники, которые имели трудности в усвоении двух сторон трудовой деятельности (например, у одних нарушена работоспособность и имеются двигательные расстройства, другие нелегко усваивают общетрудовые и двигательные умения, у третьих недостатки умственной деятельности усугубляются сниженной работоспособностью), с трудом овладевают программным материалом; темп их продвижения медленнее, чем у детей вышеописанных подгрупп. Но все же при условии систематического дифференцированного подхода у них происходило определенное улучшение. К концу учебного года они уже могли ориентироваться в задании, планировать ближайшую операцию, удовлетворительно выполнять двигательные трудовые приемы. Практическая деятельность этих детей говорит о том, что они осознают логику выполнения несложных изделий. При изготовлении же относительно сложных или новых объектов они вновь нуждались в помощи, хотя к концу первого года обучения она несколько сокращается как по объему, так и по конкретности.

Работоспособность у детей, имеющих низкий уровень мотивации, повышалась благодаря формированию заинтересованности занятиями, но отличалась нестабильностью. Медленнее повышалась работоспособность у дошкольников с астеническим синдромом.

Третья группа – дети, которые испытывали значительные затруднения в овладении общетрудовыми и двигательными умениями и имели нарушения работоспособности. Для них были характерны низкий уровень развития логического мышления, недостаточность пространственной ориентировки, что не позволяло им научиться самостоятельно ориентироваться в задании и планировать свою работу. Так, дошкольники рассматриваемой группы при коллективном анализе образца называли отдельные наиболее заметные признаки (в основном детали объекта), но увидеть и объяснить особенности и пространственные характеристики изделия затруднялись. В процессе обучения постепенно увеличивалась полнота анализа, хотя происходило это за счет называния большего числа деталей и материалов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения вид ...

Исторический обзор развития специального образования в РФ
Одно из направлений в концепции модернизации системы образования России - новая модель обучения детей, имеющих проблемы в развитии, которые должны обеспечиваться психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением и специальными условиями обучения преимущественно в общеобразовательной массо ...

Современные тенденции сближения общего и специального образования
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны, с ориентацией на личностное развитие учащихся, на повышение их адаптационных возможностей в процес ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru