Низкая способность к анализу и обобщению приводила к неадекватному применению имеющегося опыта. Были случаи, когда дошкольники, анализируя новый объект, называли некоторые признаки изделия, выполнявшегося ранее, планировали его изготовление и пытались вновь его сделать. Если же они и замечали разницу между предложенным и ранее сделанным объектами, то объяснить, в чем она состоит, разобраться в конструкции самостоятельно не могли.
Недостатки ориентировки в задании осложняют планирование работы: дети пропускали большинство операций, повторяли уже названные, называли действия неточно или обобщенно ("делать").
Дети рассматриваемой группы с трудом обучались ориентированию в предметно-операционных планах. Задача выбрать нужную таблицу плана и поместить ее правильно в ряду других была им непосильна. В лучшем случае они брали таблицу с той операцией, которую выполнили ранее.
Исполнительские действия детей свидетельствовали о том, что они недостаточно понимали последовательность изготовления объекта, т.е. допускали ряд ошибочных и пробных действий, проявляли неуверенность, пытались идти знакомым путем и нередко вновь изготавливали поделки, сделанные ранее, или отдельные детали, отработанные на предыдущих занятиях.
Дошкольники третьей группы плохо понимали и запоминали фронтальное объяснение. Их действия после этого носят фрагментарный и непоследовательный характер. Некоторые дети не приступают к работе, ожидая помощи, так как нуждаются в неоднократных и очень конкретных объяснениях и показе. Все же после многократных повторений они могут запомнить порядок выполнения отдельной операции и удовлетворительно ее выполнить. Однако при изготовлении объекта, где эту операцию надо реализовать наряду с другими, дети часто не могут осуществить ее без ошибок, как бы "теряют" свое умение. Каждое последующее задание они воспринимают как новое, поскольку не в состоянии применить полученные ранее знания и умения, им нужно все объяснить сначала.
Нарушения двигательной сферы осложняют формирование двигательных трудовых приемов. У одних эти нарушения имели локальный характер (остаточные явления детского церебрального паралича), у других проявлялись в виде физического недоразвития, свойственного выраженной дебильности. Трудности в овладении относительно сложными двигательными приемами усугубляются характерными для данной группы низким уровнем развития мышления и дефектами пространственной ориентировки (дети не в силах понять последовательность производимых действий, установить причинно-следственную зависимость между действием и результатом).
Недостаток работоспособности этих дошкольников проявлялся по-разному. У одних темп работы средний, нет заметных признаков утомления, но они не интересуются занятиями, не стремятся хорошо учиться и переделывают свои изделия только тогда, когда это требуется. У других труда понижена из-за нарушений двигательной сферы. Эти дети в начале занятия работали в удовлетворительном темпе, но к концу устают и темп работы падает. Однако они очень стараются и не хотят отставать от товарищей.
Результаты изучения уровня сформированности трудовой деятельности у старших дошкольников с нарушениями интеллекта обобщены на рис.2.1.
Рис.2.1. Результаты изучения уровня сформированности трудовой деятельности у старших дошкольников с нарушениями интеллекта
Таким образом, старшие дошкольников с нарушениями интеллекта продвигаются с обучении медленно и нуждаются в постоянном дифференцированном подходе.
Педагогические заметки:
Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ
на уроках
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной обучающей машиной. Он применяется в обучении всевозможным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Вне зависимости от марки, мо ...
Содержание и методика занятий по трудовому обучению в
специальных дошкольных учреждениях
Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений. В о ...
Методология, методы и логика педагогического исследования
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в наукове ...