Роль жизненной среды в развитии ребенка

Страница 2

Черноушек выделяет общий характер среды (кем населена, физическая и эстетическая организация пространства), а также социокультурное содержание (национальность, общество). «Детей обучают пониманию пространства, в восприятии которого четко проявляются особенности, присущие окружающей среде, диалектически связанные с реальной системой координат жизненной среды.»

На ранних стадиях онтогенеза влияние среды не осознается человеком, но при этом оказывает решающее влияние на формирование когнитивных и перцептивных структур, а следовательно, и структуры сознания, системы отношений ребенка и его самовосприятия в этой системе отношений.

В последующем, по мере накопления индивидуального опыта и формирования индивидуального психического склада личности, что происходит в подростковом возрасте, усиливается роль самого субъекта в выборе тех или иных систем внешних связей и отношений, тех или иных компонентов среды. Таким образом, среда как бы субъективируется, человек сам выбирает те преимущественные влияния, которые среда будет на него оказывать.

На более зрелых этапах развития человек не только избирает отдельные компоненты среды, но сам творит ее по уже существующим у него образцам и идеалам.

Кроме всего вышеперечисленного, мы считаем необходимым включить в число элементов структуру среды также систему отношений, культуру, пространство деятельностей и временную организацию жизни, или пространственно-временной хронотоп.

И, конечно, важным компонентом социальной среды развития является структура и содержание целенаправленной деятельности субъектов образовательного процесса, которые мы вслед за В.А. Ясвиным, назовем технологическим компонентом социально-образовательной среды.

Социальная среда, таким образом, нами понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие компоненты: физический мир и природно-географические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; информационное наполнение; «пространство» или «набор» возможных и доступных деятельностей; условия непосредственной жизнедеятельности и временную организацию жизни (хронотоп).

Итак, обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие основные параметры среды: пространственные, социальные, деятельностные, информационные, временные и технологические.

По нашему мнению, среда, обеспечивающая эффективное развитие ребенка должна отвечать следующим условиям:

- относительная стабильность и устойчивость среды на протяжении взросления ребенка, то есть, необходимо, чтобы изменения в ней происходили существенно медленнее, чем изменения в самом ребенке. Ибо, если рассматривать развитие как процесс освоения и присвоения новых видов общественных отношений, новых видов деятельности и социальных пространств, то необходимо, чтобы у самого развивающегося субъекта была какая-то относительно устойчивая мера, шкала, которая позволяла бы оценивать это развитие;

- связь, взаимодействие, непротиворечивость различных пространств, в которых протекает жизнь ребенка. Эти пространства должны дополнять и взаимно компенсировать друг друга;

- достаточно четкая регламентация и упорядоченность пространств (особенно в начале школьной жизни) должна сопровождаться участием самого ребенка в выработке форм и правил жизни, построении этого пространства;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...

Задачи и тенденции развития информатизации образования
информатизация образование электронная учительская Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающими в ...

Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Разработанная нами методика «Мир детской фантазии» направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию. Методика рассчитана на один год (35 ч) при условии, что занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 мин. В основу заняти ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru