Изменение, появление новых качеств в рамках отдельной составляющей (уклад или архитектура, или педагогическое пространство) при наличии системных отношений будет приводить к изменениям в других составляющих педагогической среды.
Становление уклада начинается с инициатив. В свете появления слов «договор», «инициатива» базовыми способами становятся способы педагогической деятельности, основанные на предоставлении свободы действий детей. А именно – самостоятельности детей, предоставление возможностей экспериментирования, простраивание продуктивных коммуникаций и т.д.
Как мы уже выяснили, окружающая среда играет огромную роль в успешном воспитании индивида, она обеспечивает основополагающее доверие к окружающему пространству, которого нет у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.
Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Детским Фондом им. В.И. Ленина, а правовым основанием для него послужило Постановление правительства СССР от 1988 г. «О создании детских домов семейного типа». Детский дом семейного типа устроен таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди – родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома.
Задачи:
- создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;
- обеспечение охраны здоровья детей;
- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;
- охрана интересов и прав воспитанников;
- освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;
- формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;
- формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;
- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Изменение социально-экономической ситуации в стране требует принципиально новых подходов к решению многих проблем таких учреждений: проблем воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационных проблем.
Потребность и необходимость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Цель деятельности – социализация ребенка.
Таким образом, ребенок, наблюдая и проживая жизнь в таком учреждении, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства. У него остается выбор: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестким. Альтернативы – быть открытым, активным, небезразличным к другим такие учреждения своим воспитанникам практически не предлагают.
Педагогические заметки:
Цели и задачи планирования производственного обучения
Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения. Педагогическая наука и практика доказали, что успех обучения определяется в значительной степени ...
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...
Компьютерные телекоммуникации в школьном курсе информатики
Любая система образования – это открытая и достаточно устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при любой форме образования в пределах одного государства в соответствии с принятыми в этом государстве программами и стандартом образ ...