- деятельностный, побудительный, а не запрещающий характер регламентации жизни; присвоенность, осмысленность всех видов деятельности, в которые включается ребенок;
- cвязь времен в организации жизни ребенка, равная представленность в сфере общения и совместной деятельности людей разных возрастов, уважительное отношение к прошлому, опора на настоящее, «здесь и сейчас» происходящее, существование и проектирование будущего в виде целей и программ деятельности;
- фиксация взросления в виде оформления пространственно-деятельностных переходов, ритуалов, изменения организации пространств с переходом в новую систему возрастных отношений;
- «творимость» среды ребенком как условие его самореализации, воплощения себя во внешнем мире, возможность построения аутентичной ребенку среды;
- достаточное богатство, разнообразие различных элементов среды, побуждающее ребенка делать выбор и дающее ему возможность найти свою «социоэкологическую нишу».
Важнейшей характеристикой любой среды, в том числе и социальной, является такой ее параметр, как открытость – закрытость. Для социальной среды это означает возможность социальных переходов, особенно – вертикальную мобильность. Наличие такой возможности задает молодому человеку чувство перспективы, выступает мощнейшим мотиватором образовательной, социально развивающей деятельности, и, наоборот, ее отсутствие ведет к деструктивным изменениям в структуре личности.
Различные пространства жизни, в которые так или иначе включается подросток, зачастую оказываются в противоречии друг с другом. Определенное несовпадение норм различных социальных пространств является естественным и может выступать в качестве стимула для развития. Но если эти нормы противоречат друг другу, то выбор, который делает подросток, не всегда оказывается прогрессивным и способствующим развитию.
Жизнь ребенка в современном обществе жестко регламентирована, оставляет ему мало свободы для выбора, для авторского действия, особенно в социальной сфере. Жизнь в современном открытом обществе предельно открыта и требует постоянного самоопределения, самостоятельности и ответственности от своих членов. Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно лишь имея опыт таких действий – самостоятельных, активных, социально значимых – совершаемых в условиях детского сообщества.
Важной характеристикой пространства социального развития является набор доступных деятельностей, возможность включения в различные виды деятельности. Роль деятельности как фактора и условия развития личности проявляется в том, что именно она формирует не только операциональную структуру личности (знания, умения, черты характера, способности и т.д.), но и мотивационно-ценностную структуру (Выготский).
При этом умение не только осваивать, но и самостоятельно конструировать пространство среды становится одной из наиболее актуальных и значимых отличительных характеристик субъектности.
Как только субъект перестает определять, активно удерживать, достраивать пространство деятельности (а шире, пространство своего существования) он «выпадает» из деятельности или начинает ее имитировать. Только при условии самостоятельного проектирования мира, в котором человек и начинает жить, можно говорить о его реальной субъектности.
Педагогические заметки:
Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста
При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора: А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании; Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицани ...
Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных
системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...
Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...