Так, например, отрезок времени перед началом и в ходе кризиса 3 лет является сензитивным периодом для становления некоторых новых черт и особенностей в психике детей. Именно в этот момент необходима забота о том, в каком направлении пойдёт их развитие. Важнейшим из них является становление продуктивного целеполагания, направленного на самостоятельное создания чего то нового, не существовавшего ранее ( постройка, рисунок и т.п.) Этот на первый взгляд не очень значительный сдвиг в деятельности и целеполагания детей 3 лет определяет, станет ли человек хотя бы отчасти созидателем или только потребителем – тем, кто стремится уметь, или тем, кто хочет только иметь. Это, казалось бы, далекое от школьной готовности различие в установках существенно влияет на мотивацию учебной деятельности. Желание и умение созидать становится предпосылками стремления ребёнка к повышению собственной компетентности - важнейшего скрытого источника интеллектуальной и учебной активности.
Нечёткость установки на созидание приводит к неприятию критики и к неприязни к критикующим вместо деловой ориентации на повышение качества своей работы. В начальной школе такое восприятие ребёнком объективной оценки его успехов детьми хорошо известно.
Очевидно, что разрыв единой, целостной системы образования для той части детей, которые не могли систематически посещать ДОУ до 5 лет, и сосредоточение усилий на её последнем отрезке – 5-7 лет являются опасными для психического развития человека в самый чувствительный период этого развития.
Пренебрежение задачами обеспечения полноценного психического развития детей до 5 лет, когда закладывается фундамент деятельности, сознания и личности человека, обрекает дошкольную педагогику на физический приоритет коррекционной практики.
Необходимость специальных педагогических усилий для обеспечения психического развития в течение всего дошкольного детства была осознана педагогами и психологами уже в 90-х годах прошлого века. Появляющиеся в это время новые программы дошкольного образования содержат новые весьма перспективные попытки постановки и решения данной программы. Во исполнении Комплекса мероприятий по реализации образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. требуется обновление системы научно – методического обращения, перестройка педагогической науки и преодоление её оторванности от запросов современного общества в обеспечении непрерывности процессов обновления дошкольного образования.
Условно их можно определить как организационные модели подготовки детей к школе .
Организационные модели подготовки детей к школе.
В настоящее время подготовка детей к школе 5-7 лет в школе осуществляется:
* в ДОУ полного дня ( для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием);
* в группах кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно – образовательных центров и центров дополнительного образования;
* в домашних условиях – родителями или гувернёрами ( для детей из семей риска – социальными работниками).
Дошкольное образование в группах кратковременного пребывания не зависимо от места проведения ( дошкольные образовательные учреждения, школы, культурно – образовательные центры и т.д.) целесообразно сосредоточить в центрах подготовки детей к школе.
В связи с этим необходимо разработать пакет нормативно – правовых документов, регламентирующих процесс организации и проведения работы по подготовке детей к школе в мини – центрах (общие положения, правила организации, штатное расписание, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, управление, финансирование, мониторинг и оценка эффективности и т.д.).
Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуется разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей.
Педагогические заметки:
Элементы педагогической технологии
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание – это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в ...
Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство. Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и цени ...
Анализ требований образовательных программ по воспитанию
детей в сюжетно-ролевых играх
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руковод ...