Материал. Полосы цветной бумаги; силуэты шапочек из белой, серой и цветной бумаги; ножницы, клей.
Предварительная работа. Рассматривание узоров, украшающих зимнюю одежду (варежки, шарфы, шапочки, свитера); акцентирование внимания на ритмичном повторении одних и тех же элементов узора, на их расположении, цвете.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям украсить шапочки узором. Объясняет, что, подбирая цвета для узора, надо учитывать цвет шапочки: если она красного цвета, то узор может быть белым, темно-красным, коричневым, если синего, то красивым будет сочетание белого и темно-синего цветов или белого и голубого. Обращает внимание дошкольников на расположение узора и его цвет.
Детям пятого года жизни педагог напоминает, как надо работать с ножницами, и предлагает разрезать полоски бумаги на квадраты. Когда ребята наклеят на нижней полосе шапочки узор, воспитатель предлагает им украсить шапочку красивым помпоном. Старшие дошкольники могут показать младшим последовательность вырезывания (на первом занятии лучше ограничиться срезанием четырех уголков и маленьких выступов).
Анализ выполненных работ педагог проводит в игровой форме (выставка с показом моделей головных уборов).
Лепка по замыслу.
Цель занятия. Учить самостоятельно придумывать содержание своей работы, упражнять в самостоятельном применении полученных знаний.
Материал. Глина или пластилин, стеки, мокрые тряпочки.
Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми о содержании будущей работы, способах лепки.
Рисование по сказке С.Я. Маршака "Сказка о глупом мышонке"
Цель занятия. Создавать у детей эмоциональное отношение к героям сказки. Продолжать формировать интерес к коллективной работе. Учить передавать в рисунке содержание сказки.
Детей пятого года жизни продолжать учить рисовать мышонка, добиваясь передачи выразительного образа.
Детей шестого и седьмого года жизни учить самостоятельно отбирать для изображения одного из героев сказки С.Я. Mapшака и выразительно передавать его образ в рисунке. Продолжать учить располагать рисунок на широкой полосе.
Материал. Общие рамки, бумага по размеру общих рамок светло-зеленого или голубого оттенков, гуашь.
Предварительная работа. Чтение сказки С.Я. Маршака; рассматривание иллюстраций Е.И. Чарушина с изображением животных.
Ход занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает содержание сказки. Затем предлагает нарисовать картинки вдвоем, сделать из них альбом и подарить его малышам. Дети пятого года жизни рисуют мышонка, шестого и седьмого - одну из нянек, которых приглашала мышка-мать к своему капризному ребенку-мышонку.
Чтобы были показаны все герои сказки, воспитатель дает задание каждой паре подумать и сказать, какую няньку они будут рисовать.
Затем педагог уточняет, какое время года дети изобразят на своих рисунках (лето), напоминает о соотношении героев сказки по величине (самый маленький - мышонок, а утка, щука, свинья и другие няньки - значительно больше его, их надо рисовать крупно, во весь лист).
В процессе занятия воспитатель оказывает индивидуальную помощь тем детям, которые рисуют лошадь, лягушку (проводит с ними обследование игрушки, рассматривание картинок, иллюстраций к сказке и т.д.).
В конце занятия ребята, сидящие за одним столом, вставляют свои рисунки в общую рамку.
Вечером под руководством педагога дети наклеивают рисунки на один общий лист, оставляя с четырех сторон поля в 2-3 см.
В последующие дни воспитатель может предложить старшим дошкольникам по желанию украсить поля узором. Затем все листы соединяются вместе, и дети дарят свою "книжку" малышам, которые рассматривают ее в присутствии старших ребят.
Рисование "Возьми картинку-загадку и нарисуй отгадку"
Цель занятия. Развивать воображение. Учить детей соотносить заданную круглую и овальную формы с предметами окружающей действительности, создавать законченное изображение.
Материал. Цветные карандаши, листы бумаги с двумя-тремя контурными изображениями круглой и овальной форм.
Предварительная работа. Дидактические игры: "Подберу по форме", "Найди по описанию".
Ход занятия. Картинки-загадки могут быть предложены воспитателем в разной форме, например дети получат письмо от сказочного героя с просьбой помочь ему отгадать загадки или должны "расколдовать" картинки. Важно вызвать у дошкольников интерес к выполнению задания и активизировать их воображение.
Педагог поясняет, что заданные формы можно дорисовать, видоизменить, но обязательно отгадать, какой предмет изображен.
При анализе работ следует обратить внимание детей на вариативность использования формы. Так, например, один ребенок превратил кружок в пуговицу, другой - в мяч, третий - в цветок, четвертый - в солнышко.
Лепка "Много зайчиков веселых, и больших и маленьких"
Педагогические заметки:
Информатизация образования: проблемы и перспективы
Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем
. Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всег ...
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков
у младших школьников
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...
Современные факторы, влияющие на эффективность системы
воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...