Материал. лист бумаги для изображения льдины, четырехугольники черного и белого цветов, квадраты или полоски из красной бумаги.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия. Для выполнения задания дошкольников всех возрастов надо посадить рядом. Дети пятого года жизни будут путем обрывания делать льдину, а дети шестого года - пингвина.
Воспитатель объясняет и показывает младшим ребятам, каким способом можно выполнить льдину: обрывание осуществляется одновременно двумя пальцами одной руки и двумя пальцами (большим и указательным) другой - путем сильного сжатия и обрыва между ними бумаги.
Старшие дошкольники вырезают пингвинов из четырехугольников черного и белого цвета; затем пририсовывают глаза, клюв и лапы вырезают из красной бумаги.
В конце занятия каждая льдина с пингвином наклеивается детьми на общий лист. Дети любуются общей работой.
Рисование "Зимний лес"
Цель занятия. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе. Учить замечать красоту зимнего леса и передавать ее в рисунке.
Детей пятого года жизни упражнять в изображении деревьев.
Детей шестого и седьмого года жизни учить передавать в рисунке образ заснеженного леса, используя различные изобразительные материалы.
Материал. Цветная бумага, карандаши, белая гуашь.
Предварительная работа. Накануне занятия проводится прогулка в парк, лес. Дети любуются заснеженными деревьями, кустарниками. Педагог обращает их внимание на искристость зимнего покрова. Предлагает представить, как этот лес будет выглядеть ночью. Читает детям стихи о красоте зимнего леса.
Педагог объясняет, что вначале надо нарисовать землю, затем деревья, а сверху, на ветвях, снег. Уточняет, что деревья могут быть расположены выше и ниже линии земли.
Дети изображают лес в разное время суток. Тем, кто будет рисовать лес ночью, воспитатель дает бумагу темно-синего или темно-серого цвета.
Лепка по сказке Л.Н. Толстого "Три медведя"
Цель занятия. Развивать у детей творческое воображение. Учить передавать сказочные образы трех медведей.
Детей пятого года жизни учить лепить медвежонка.
Детей шестого и седьмого года жизни учить передавать в лепке образы Михайла Иваныча и Настасьи Петровны.
Материал. Глина, мокрые тряпочки, стеки.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций художника Ю.В. Васнецова к сказке "Три медведя". Внесение в игровой уголок игрушечных медведей, разных по величине и одетых в одежду героев сказки; игры детей с ними.
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям вылепить героев сказки "Три медведя". Ребята вспоминают имена медведей, рассказывают, как они выглядят, и т.д.
Дети пятого года жизни впервые лепят медведя, поэтому педагог показывает им последовательность и приемы лепки. Дети шестого года наблюдают и принимают посильное участие показе.
Кусок глины делится на три неравные части из большой скатывается, шар, которому затем придается продолговатая форма. Это туловище, к туловищу присоединяется второй по величии шар - голова. Оставшаяся часть глины делится на две неравные части. Из меньшей отщипывается два кусочка, которые скатываются и paзплющиваются, - это два ушка (при лепке ловы уши можно прищипнуть). Последний кусок глины раскатывается в форме колбаски делится на четыре части - это лапы, которые прижимаются с обеих сторон туловища.
Воспитатель добивается, чтобы старшие школьники лепили туловище и голову или туловище и ноги из одного куска. Это делает вылепленную фигурку прочнее и устойчивее. Использование данного способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, за тем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигают. Далее прикрепляются остальные части.
Для Настасьи Петровны дети могут вылепить сарафан, косынку, дать ей в лапы корзину, для Михаила Иваныча - вылепить жилет дать в лапы бревно и т.д.
Содержание занятий воспитатель распределяет по своему усмотрению: например, на первой дети лепят фигурки медведей, на втором декоративно оформляют их и лепят посуду.
По желанию дети могут объединить нескольких медведей в сюжетную композицию.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Формой организации обучения детей в малокомплектных детских садах являются однотемные занятия с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. Основное преимущество такой формы организации занятий перед другими формами (по подгруппам; со всеми детьми одновременно, но в разных для каждого возраста видах деятельности) состоит в том, что воспитатель имеет возможность сосредоточивать свое внимание, свои усилия на каком-то одном виде деятельности. Кроме того, облегчается подготовка материалов и оборудования, сокращается время, отведенное в режиме дня для занятий.
2. Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и правильно подбирать методы обучения.
Педагогические заметки:
Профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного
образования
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся педагогом ДО является профессиональное просвещение – «сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиол ...
Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, в ...
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в т ...