развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
развитие наглядно образного, наглядно действенного и вербально логического мышления;
развитие творческих способностей: воображение, фантазии.
5.Формирование ведущих видов деятельности:
развитие сюжетно-ролевой игры;
подготовка детей к овладению учебными видами деятельности;
психологическая подготовка детей к обучению в школе.
Перспективный коррекционный план работы с детьми экспериментальной группы.
В ходе формирующего эксперимента удалось достигнуть положительно-качественных изменений в развитии сенсорных, речевых, моторных функций психики, совершенствования эмоционально-волевой и личностных сфер.
Внимание детей стало более устойчивым, что позволило увеличить общую работоспособность группы, концентрировать и удерживать внимание детей на протяжении всего занятия.
Сенсорно-перцептивная деятельность участников эксперимента стала на более высокий уровень развития по сравнению с началом года. У детей увеличился объем всех видов памяти, повысилась прочность запоминания.
Анализируя двигательную сферу необходимо отметить совершенствование общей и мелкой моторики: движения детей стали более пластичными, ритмизированными, скоординированными.
У большинства детей в достаточной мере сформировались графо-моторные и конструктивные навыки, что подтвердилось анализом продуктов их творческой деятельности.
В ходе проведения групповой артикуляционной гимнастики были преодолены, имевшиеся у детей нарушения орального праксиса, нормализовался тонус артикуляционной и мимической мускулатуры.
В процессе коррекционной работы дети овладели начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, у них значительно расширился активный лексический запас, уменьшилось количество аграмматизмов.
При обследовании вербально-логического мышления к концу учебного года всем детям стало доступным выделение четвертого лишнего по существенному признаку, сравнение несложных понятий, а также понимание рассказов со скрытым смыслом.
В ходе применения различных арттерапевтических методик был активизирован творческий потенциал детей, у них появилось образное видение воображаемой ситуации, находчивость и оригинальность в решении творческих задач, самостоятельность и желание импровизировать.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению недостатков эмоционально-волевой и личностной сферы также дала положительную динамику. У всех детей повысился уровень внутренней саморегуляции. Дети, которые в начале года были скованными, стеснительными, замкнутыми, стали более раскованными, смелыми, общительными, коммуникабельными. Сгладились проявления повышенной раздражительности, конфликтности, негативизма, упрямства. При обследовании общения наблюдалась более адекватное отношение к себе и окружающим. У детей исчезли специфические страхи (темноты, сказочных персонажей). Значительно повысился уровень нравственно-этических норм поведения.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что применение комбинированных типов занятий с включением арттерапевтических методик дало положительные динамические изменения в познавательной, личностной и эмоциональных сферах у старших дошкольников.
Проведенное экспериментальное изучение возможности использования средств искусства в коррекционно-развивающем процессе показало эффективность предложенного подхода; были разработаны организационные формы и содержание работы по развитию и коррекции познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями развития.
По работе можно сделать следующие выводы:
Педагогические заметки:
Характеристика и особенности системы Д.Б.Эльконина —
В.В.Давыдова
По мнению В.В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением. Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного разв ...
Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
дыхание артикуляция вдох речь В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально ...
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на
нравственное воспитание
С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализ психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента. Цель формирующего эксперимента : -повысить уровень сформирванности у детей нравственных качеств. Задачи формиру ...