Методики и эмпирическая база исследования

Страница 3

Возможны разные варианты обработки результатов (по опроснику ЛПП):

0) Первый вариант. Листочки собираются, и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):

0 балл — отказ отвечать на данный вопрос;

0 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

0 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);

0 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования; 0 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

0) Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 0—0 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников.

При совместном использовании ЛПП и теста определения самооценки выявляется уровень значимости пяти основных жизненных сфер:

профессиональной жизни;

обучения и образования;

семейной жизни;

общественной жизни;

увлечений.

Кроме того, с помощью этой вариантики возможно проанализировать структуру «ценностной насыщенности» сферы профессиональной жизни, что даст возможность увидеть, какие из терминальных ценностей (и в какой мере) опрашиваемые стремятся реализовать в своей будущей профессиональной деятельности, выяснить их предрасположенность к определенному типу идентификации с профессией.

Методика позволяет диагностировать пять своеобразных типов (факторов) профессиональных установок:

Нерешительность в профессиональном выборе (F0). Для оптантов, набирающих меньшее количество баллов по данной шкале, характерными являются: чувство нерешительности, неуверенности, трудности с началом деятельности, отсутствие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохая информированность о мире профессий. Соответственно при высоких значениях можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора.

Рационализм профессионального выбора (F0). Полюс высоки значений характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.

Оптимизм в отношении профессионального будущего (F0) связан с идеализацией, юношеским максимализмом, чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть разрешены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.

Высокая самооценка (F0). В область высоких значений данной шкалы попадают оптанты, характеризующиеся завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

Зависимость в профессиональном выборе (F0). На полюсе низких значений сосредотачиваются индивиды, обнаруживающие несамостоятельность, податливость и зависимость от других в решении вопросов о своем профессиональном будущем, социально незрелые. Противоположный полюс этого фактора – независимость в профессиональном выборе.

Наряду с вышеназванными опросниками возможно использовать методы наблюдения, неструктурированного интервью и беседы.

Математико-статистическая обработка эмпирической информации будет осуществляться при помощи процедур вычисления средних значений, среднего квадратического отклонения, частотного анализа.

Выборка старшеклассников, для эмпирической базы мониторинга психологической эффективности профессиональной ориентации, должна быть структурирована в соответствии с организационным принципом проведения исследования, а именно принципом сравнения личностных характеристик двух контрольных групп учащихся 0-0 и 00-00 классов нескольких общеобразовательных школ г. В. Х-а.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Электронный документооборот для управления образованием и образовательных учреждений
Использование в деятельности школы информационных технологий педагогического и управленческого назначения является составной частью общего процесса информатизации образования. В ряде регионов реализуются проекты по внедрению информационных технологий организации учебного процесса и управленческой д ...

Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...

Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru