Приведенное выше методологическое обоснование является психолого - педагогическим обеспечением процесса первичной профессиональной диагностики, разработкой диагностического инструментария
Профессиональная ориентация школьника является составной частью педагогического процесса и решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора подростками профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но и личность, получающую широкие возможности для самореализации. Но этот выбор обусловлен рядом трудностей, которые возникают из-за отсутствия у подростков адекватных представлений о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои способности, возможности, соотнести их с миром профессий. Решением этой проблемы занимается специалист-психолог. Задача психолога на этот момент когда подростки приходят к нам в УК - это определение к какому виду деятельности они наиболее способны, выработка рекомендаций по поводу их профессиональной предназначенности. Для решения этой задачи мной используются методики психологической диагностики, которые выявляют профессионально значимые свойства (способности, склонности, интересы, ценностные ориентации, индивидуальные типологические особенности, профессиональные намерения).
Психолого - педагогическое обеспечение процесса первичной профессиональной диагностики в МОУ для детей МУК основывается на выявлении личностных и профессиональных намерений и профессиональных планов школьников. Мной применяются такие методические приемы, как анкеты, беседы, с помощью которых выясняется, имеется ли у учащегося профессиональный выбор, продуман ли путь овладения им, имеются ли резервные варианты на случай, если не осуществляется основной и т.д. Данная первичная профессиональная диагностика осуществляется в течении первых нескольких месяцев при поступлении учащихся МОУ для детей МУК с помощью применения бланковых технологий.
Диагностический материал представлен в Приложении 0 проекта. Результатом анализа является первичная профконсультационная карта см. Таблицу 0.0. При подборе тестовых методик учитываются возрастные особенности оптантов. Так например школьники 0-0 классов проходят профконсультационное тестирование по базовой методике, учащиеся 00-00 классов по расширенной, которая учитывает прохождение ими базовой методики в 0-0 классах.
На основе информации, извлеченной из изучения профессиональных намерений учащегося, строится дальнейшая, индивидуальная работу с ним.
Для выявления профессиональных намерений школьников важна и информация об их интересах и склонностях. Здесь используются специальные анкеты, опросники, например «Карта интересов», для разных возрастов используются модифицированные варианты. При диагностике интересов и склонностей более надежную информацию могут дать беседы с учащимися, родителями, педагогами.
Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого школьника диагностика способностей – общих и специальных, которые зависят и от условий воспитания и обучения, и от природных задатков. Учитывая то, что способности находятся в процессе развития, применяются разнообразные приемы для их изучения: тестирование, беседы, встречи с родителями с целью углубленного изучения индивидуально-психологических особенностей школьника, что позволяет дать белее точные рекомендации по выбору профессии. Кроме того, психологические показатели особенностей развития школьников позволяют учащимся наглядно представить себе структуру своих способностей, увидеть те пробелы в своем развитии, которые необходимо преодолеть, для того чтобы подготовить себя к будущей профессии.
После проведенной первичной профессиональной диагностики учащемуся рекомендуется предпочтительный вид профессиональной деятельности и профиль обучения в МОУ для детей МУК. Подростку дают право прислушаться к рекомендациям специалиста или нет. В этом случае несогласованности разрабатываются коррекционные мероприятия, организуются повторные диагностические пробы см. Главу 0, психотренировки см. Главу 0, что позволяет подростку увидеть прогресс в развитии некоторых качеств, убедиться в целесообразности и необходимости специальной направленной работы по подготовке к профессии.
Педагогические заметки:
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный. Подчеркнем, ...
Особенности профессиональной подготовки дизайнеров
Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведениями из многих областей знания, которые нередко далеко стоят друг от друга. Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусства, так и ко ...
Роль игры на уроке иностранного языка
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступн ...